Законы, которые мы принимаем

00:00, 24 апреля 2012г, Общество 1827


Законы, которые мы принимаем Фото №1

24 апреля в большом зале администрации края состоятся депутатские слушания на тему «Законодательство Алтайского края: состояние, мониторинг и перспективы совершенствования». О том, какие задачи ставит перед собой это мероприятие, рассказывает председатель АКЗС Иван Лоор.

- Депутатский корпус АКЗС всегда уделял особое внимание улучшению краевой законодательной базы, -считает Иван Иванович. - Мы ведь все живем по закону, а если он отстает от жизни, то такой документ никому не интересен и даже вреден. Поэтому руководство Законодательного Собрания поддержало инициативу комитета по правовой политике о проведении этих слушаний.

В них примут участие также члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, избранные от нашего региона, прокурор края, председатель краевого суда, руководители представительных органов муниципальных образований, общественность и ученые.

Цель слушаний – выработка механизма взаимодействия различных уровней и ветвей власти, а также органов местного самоуправления в сфере правоприменения и организации системы мониторинга законов на территории края, участия институтов гражданского общества в этом процессе.

Центральное место займет презентация доклада «О состоянии законодательства Алтайского края в 2008-2011 годах и перспективах его совершенствования». Мы готовим такие доклады с 2007 года, с этого года начинаем их публичное обсуждение в форме слушаний.

Это, по сути дела, первый опыт совместной работы администрации края, прокуратуры, управления юстиции по подготовке общего документа о результатах деятельности органов государственной власти на территории нашего региона по мониторингу законодательства. Мы хотим, чтобы подобные доклады стали основной формой подведения итогов законотворческого процесса за год. Если мероприятие обеспечит реальные решения поставленных перед ним задач, будем рекомендовать комитету по законности проводить их ежегодно в это время. На слушаниях будут присутствовать и гости из других регионов, например, из Государственного собрания - Эл Курултай Республики Алтай.

Будут обсуждаться проблемы взаимодействия Федерального собрания и АКЗС, вопросы повышения качества законов и гармонизации регионального законодательства. Пока, на мой взгляд, взаимодействие между региональным и федеральным уровнями законотворческой деятельности выстроено не идеально. Впрочем, эта проблема характерна для многих регионов. Только очень небольшой процент региональных инициатив обретает силу федерального закона.

Мы обсуждали это с депутатами нижней палаты, с сенаторами, но кардинально ситуацию пока не удалось изменить. А ведь очень важно, чтобы представители российского парламента при голосовании по законопроектам учитывали мнение своих коллег из регионов, активнее помогали в продвижении наших законодательных инициатив. И, безусловно, рассчитываем на более активное участие федеральных парламентариев в сессиях Законодательного Собрания.

По итогам слушаний будут приняты рекомендации, обращенные к органам власти. Все они, как и законодатели, заинтересованы в формировании полной и всеобъемлющей правовой базы, в скорейшем заполнении тех правовых пробелов, которые сегодня, к сожалению, еще есть.

- В последние годы депутаты на сессиях гораздо чаще вносят изменения в уже действующее законодательство, нежели принимают новые законы. Нередки случаи, когда изменения вносятся по протесту прокуратуры. С чем это связано?

- Я бы не стал оценивать законы о внесении изменений в действующие правовые акты как малозначимые, а любые новые законы – как базовые и стратегически значимые. Думаю, со мной согласятся все, кто профессионально занимается законодательством. Ведь порой самые жаркие споры возникают как раз вокруг изменений действующих законов.

Давайте вспомним некоторые наиболее важные и горячо обсуждавшиеся законы, принятые предыдущим созывом АКЗС. Например, увеличение суммы единовременных денежных выплат льготникам, предоставление бесплатных земельных участков многодетным семьям и обманутым дольщикам, снижение транспортного налога… Во всех этих случаях речь шла именно о поправках, а не о каких-то принципиально новых правовых актах. Иногда для того, чтобы предложить небольшую по размеру поправку, приходилось проводить несколько заседаний различных рабочих групп.

Кстати, некоторые законы хотя и содержат в названии слова «о внесении изменений», по сути являются новыми редакциями действовавших законов. Часто бывает, что новый закон принимается практически единогласно и без особого обсуждения. Это когда мы просто обязаны принять его вслед за новым федеральным законом, притом что наши возможности самостоятельного регулирования в этой сфере очень ограничены.

А вообще, сколько должно быть законов, надо ли каждый раз принимать новые или лучше вносить поправки в ранее принятые? Например, в крае в прошлом году принято 147 законов. В Омской области – «всего» 98, а в Томской – более 300! Объем полномочий у всех регионов одинаковый, но региональные законодатели сами определяют, в каких именно правовых актах их закреплять. И это правильно, на то у нас и федеративное государство. Для нас важно не количество, а качество законов. И совершенно некорректно судить о значимости закона и о проделанной по нему работе лишь по названию.

Теперь о взаимодействии с прокуратурой. Оно уже не первый год выстраивается в рамках заключенного соглашения, все разработанные проекты мы направляем для изучения в прокуратуру края. Она направляет нам свои официальные заключения. И подавляющее их число – положительные. Но наши ранее принятые краевые законы могут войти в противоречие с вновь принятыми федеральными законами. Мы не всегда соглашаемся с позицией прокуратуры, большинство протестов удовлетворяем, однако два депутаты отклонили, такое право у нас есть.

В чем причина появления протестов? У юристов бывает так, что одна и та же норма закона понимается по-разному. Кроме того, иногда АКЗС принимает законы, которые, на наш взгляд, не нарушают федеральные, а лишь компенсируют имеющиеся пробелы. Иногда возникают такие острые проблемы, когда с нашей стороны не попытаться найти правовое решение было бы просто нечестным по отношению к избирателям.

В этом случае надо трижды подумать, прежде чем вносить закон. Мы не должны принимать непроработанные и финансово необеспеченные законы. К сожалению, иногда ради завоевания популярности у избирателей подобные, заведомо невыполнимые, вносятся в краевой парламент. Закон можно и принять, но через пару месяцев придется отменять или приостанавливать. И что тогда скажут наши избиратели – «громко выступали, обещали, а на деле все осталось как было»? К чести своих коллег, должен отметить, что в прошлом созыве декларативных законов мы не принимали. Надеюсь, такая же ответственная позиция будет определять работу и нового состава депутатского корпуса.

Мной перед вновь избранными председателями комитетов была поставлена задача - минимизировать число претензий со стороны прокуратуры и управления Минюста. Все разногласия надо снимать на стадии подготовки законопроектов, в крайнем случае – после принятия в первом чтении.

- Иван Иванович, механизм законотворчества интересен многим. Но наверняка найдутся и те, кто скажет: «Нам не важно, как вы принимаете законы, важно, что нам они дали?»

- А я напомню лишь некоторые из них.

В течение прошлого созыва неоднократно вносились изменения в закон о присвоении звания «Ветеран труда Алтайского края». Мы системно работали над его совершенствованием, чтобы сохранить высокий статус ветеранского звания, не дать ему «размыться», учесть те жизненные ситуации, которые порой мешают заслуженным труженикам получить честно заработанные льготы.

В итоге краевое законодательство о ветеранах труда и других категориях региональных льготников выглядит более социально ориентированно, чем во многих регионах. Так, в Новосибирской области размер ежемесячной денежной выплаты для ветеранов труда варьируется от 180 до 300 рублей, а в Алтайском крае на этот год была установлена в 555 рублей.

Другой пример: введение льгот по уплате транспортного налога для целого ряда категорий граждан. Цена этого решения для бюджета – более 100 миллионов рублей в 2012 году. Нулевая ставка транспортного налога была установлена для Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, Героев Российской Федерации, граждан, награжденных орденами Славы и Трудовой Славы трех степеней, а также для наиболее социально незащищенных: пенсионеров по возрасту, инвалидов всех категорий, «чернобыльцев», многодетных семей и ряда других, если они владеют автомобилями с мощностью двигателя до 100 л.с. Вы понимаете, что в основном это как раз недорогие отечественные автомобили. Я убежден, что распространять льготы на всех, включая владельцев джипов, водных мотоциклов и катеров, было бы несправедливо.

Еще один документ, без которого немыслимо развитие края, закон о развитии сельского хозяйства. В свое время краевые депутаты приняли такой закон первыми в стране. Но время шло, и после принятия федерального закона «О развитии сельского хозяйства» мы приняли новый краевой закон. Четкое следование логике федерального закона позволило нам синхронизировать меры поддержки и добиться ускоренного роста поступлений из Федерации на поддержку крестьян… Судите сами: в прошлом году край получил максимальную сумму господдержки сельского хозяйства среди всех регионов Сибирского федерального округа – около 3 миллиардов 900 миллионов рублей. Это в полтора раза больше, чем Новосибирская и Омская области, вместе взятые. И в целом 2011 год, бесспорно, лучший в плане финансовой поддержки крестьян после 1990 года.

- Велика ли вероятность в ближайшее время получения дополнительных средств из федерального бюджета?

- Да, такие средства в край поступят. Прежде всего на поддержку сельского хозяйства. В январе 2011 года губернатором были подписаны три соглашения с Минсельхозом о реализации в 2012 году в крае федеральных целевых программ. И мы в ближайшее время ожидаем их финансирования.

Например, на поддержку льноводства краю предусмотрены субсидии в размере 66,8 миллиона рублей, это пятая часть от всей господдержки по данному направлению в стране. 35,4 миллиона предполагается выделить на развитие сети общеобразовательных учреждений на селе. А всего мы рассчитываем на поступление более 2 миллиардов 700 миллионов по госпрограмме развития сельского хозяйства и более 300 миллионов по программе «Социальное развитие села». Я оптимист и надеюсь, что благоприятная ситуация в экономике позволит нам получить в казну дополнительные доходы.

Подготовил Олег МИКУРОВ.

Фоторепортаж
Блоги