Дом за околицей сгорел

В Ильинке Шелаболихинского района не оставили семью в беде

00:00, 24 мая 2012г, Общество 2096


Дом за околицей сгорел Фото №1

На скамейке сидят девочки. Маленькая Люба, девятиклассница Вика и старшая Наташа. Ветер доносит горький запах гари. Мне хорошо видно пепелище. Здесь еще совсем недавно стоял дом, где жили эти девочки с матерью. Теперь они обитают у бабушки. Ее усадьба рядом, что называется, через забор.

- Неделю снится пожар. Все горит, а я тушу, заливаю огонь водой, - говорит Наташа.

Глаза у нее сухие. На лице озабоченность. Признается, что стала другой, гораздо взрослее той, какой она была до пожара.

«Сестренок успокаиваю и маму с бабушкой. Я о многом передумала. Возвращаюсь мысленно к тому дню 15 апреля, размышляю. Вот почему так? Спасали главное, что в тот момент душа подсказала: иконы взяли, фотографии, пасху сдобную вынесли. А все остальное сгорело. Рекса не успели отвязать, там все полыхало…».

Ирина Викторовна, мать девочек, конечно, в стрессе. Она сбивчиво рассказывает: «Вот здесь стояли не просто сараи, как записали где-то в бумагах, а крепкое строение из бруса, под шиферной крышей, зимник, два летника. Что сегодня-то перечислять да уточнять? Ничего не было застраховано…».

Кто-то упрекнет, мол, вот она, наша беспечность, непрактичность. От этих рассуждений толку нет: все уже случилось.

Дым и огонь

О сгоревшем доме узнала я от заместителя главы Ильинского сельсовета Шелаболихинского района Галины Кангиной. Спрашивала у Галины Михайловны, а поджигают жители мусор, прошлогоднюю траву? Это становится в иных местах причиной не только лесных пожаров, от палов сгорают дома, дачи. Раньше, когда спрашивала об огневых палах у селян Ильинки, на меня смотрели с удивлением, будто с неба свалилась. Теперь слышу: хорошо еще, что дом Бурнашовых на отшибе, а то бы напрочь все село сгорело…

Галина Михайловна и проводила нас к пепелищу. Тяжелое это зрелище и для постороннего человека. Каково сейчас погорельцам - не передать. Мне рассказывают, что несколькими днями раньше в яру уже горело. Вызывали пожарный автомобиль. Огонь залили. Наверное, он остался где-то внутри, куда вода не проникла, шаил (то есть медленно тлел), а при ветре его раздуло и понесло…

Оставим профессионалам выяснение того, как все произошло. Обратим внимание на истинно российскую черту характера – готовность протянуть руку тем, кто оказался в беде. Спрашиваю главу Ильинского сельсовета Арсена Сеченова, а был он на пожаре?

- Конечно, а как же? Все бросил, когда мне позвонила Юлия Александровна Снида (их дом немного ниже Бурнашовых): «Соседи горят, огонь перекинулся на крышу». Сразу позвонил в пожарную бригаду района. Ближайший расчет был свободен, пришел из Кучука. Народ сбежался. Люди пытались помочь пожарным тушить огонь. Они таскали пожарные рукава, ведрами воду лили. Дом отстоять не удалось.

- Главное - организовать помощь погорельцам, – сказал тогда Арсен Сеченов. Весть о беде мгновенно облетела Ильинку. На информационной доске у сельсовета сразу появилось объявление с просьбой помочь кто чем может, а в магазинах сельсовет установил запломбированные ящики для сбора пожертвований.

Помогли, чем могли

Руководитель сельскохозяйственного предприятия «Победа» Александр Бураков распорядился выдать пострадавшей семье по мешку сахара и муки, подсолнечное масло и 30 тысяч рублей. От многих селян и раньше слышала о том, что Александр Бураков всегда поддержит человека. Это подтвердилось и на этот раз. Глава сельсовета говорит, что «Победа» постоянно спонсирует проведение ремонта в местной школе. По первой просьбе выделяет технику прогрейдировать дороги или почистить их от снега зимой. И в эту весну на субботнике по наведению порядка мусор вывозили на тракторе с телегой, предоставленном предприятием. Кстати, благодаря всесторонней поддержке ОАО «Победа» издана книга фронтовика Петра Елисеева (главы из нее опубликованы в «Алтайской правде» за 5 мая 2011 года).

Ирине Бурнашовой, хозяйке сгоревшего дома, 36 лет. Десять из них проработала дояркой, года два назад ушла по состоянию здоровья, говорит, сильно заболели ноги: варикозное расширение вен. Семья стала жить на пенсию по потере кормильца (муж Ирины Викторовны погиб). Еще помогала деньгами из своей небольшой пенсии мать Мария Федоровна.

Ирина Викторовна будто оправдывалась, когда рассказывала, что руки сложа не сидела. Подрабатывала, как могла – покрасить – побелить – с радостью соглашалась. Хорошо наклеить обои, подремонтировать что-то – это надо уметь. Где научилась?

У своей матери. Мария Федоровна потом сама подтвердит: «Я же профессиональный штукатур-маляр. Всю жизнь с мужем Виктором работали. На строительстве БАМа трудилась облицовщицей и на внутренней отделке квартир, получала грамоты. В 1992 году приехали на Алтай. Купили жилье себе, а потом и семья дочери поселилась в отдельном доме – рядом. Вот этот дом и сгорел вместе с надворными постройками».

Мария Федоровна благодарит всех за помощь:

- Спасибо, что не бросили в беде.

А Ирина Викторовна уточняет:

- Люди не остались равнодушными. Учителя собрали денег, районная соцзащита выделила 3 тысячи рублей, 10 тысяч – администрация Шелаболихинского района.

Однако вопрос остается: что дальше? В небольшом родительском домике сейчас очень тесно. Ирина Викторовна говорит, что написала о своем горе губернатору края.

Приезжал к Бурнашовым в Ильинку глава администрации Шелаболихинского района Александр Тарасенко. Познакомились, побеседовали.

- Жизнь надо устраивать. Зима не за горами. Без крыши над головой не оставим, - твердо пообещал он. Как бы то ни было, из районного бюджета финансами помочь невозможно, но есть другие способы.

Бурнашовым предложено самим присмотреть в селе подходящее жилье, затем вместе с главой сельсовета обсудить вариант.

Спрашиваю Александра Сергеевича, а не отберут ли у семьи участок на пепелище усадьбы? Земля в Ильинке востребована, в дефиците.

Александр Тарасенко ответил: «В любом случае это их участок, их земля».

Жизнь продолжается

Позвонила Бурнашовым на телефон Марии Федоровны. Наташа только что возвратилась из школы. Говорит, нашла в Интернете много интересного по экологическим проектам. Есть у Наташи большое желание организовать детей села на доброе конкретное дело. Например, по благоустройству и очистке улиц села, возрождению природы. Видно, что ее не берегут – в окрестностях гусиные луга обожжены травяными пожарами. Наташа уверена, что надо с этим бороться и говорить людям. Она хочет сделать такое хорошее дело, которое оставит след сильнее пожара. Есть у нее большое желание ответить за все добром родной Ильинке…

Фоторепортаж