От Пекина до Парижа

Два алтайских спортсмена включены в состав участников престижного ралли от столицы Китая до столицы Франции

00:00, 01 марта 2013г, Общество 1849


От Пекина до Парижа Фото №1

Впервые в истории трансконтинентальных гонок на старинных автомобилях наши земляки Борис Лыткин и Евгений Смирнов будут защищать цвета российского флага.

Два континента и два века

Это уже пятые по счёту соревнования автомобилистов, преодолевающих маршрут «Пекин - Париж» по двум континентам. Первые гонки, состоявшиеся в далёком 1907 году, проходили на новых машинах, последующие – на старинных. 105 лет назад значительная часть маршрута проходила по территории России, в том числе и по шпалам Транссибирской железнодорожной магистрали. Однажды чуть не случилась беда, когда едва удалось разминуться с мчавшимся навстречу железнодорожным составом. В том, первом ралли победил экипаж «Италы-40» 36-летнего итальянского князя Боргезе.

Самое интересное, что спустя 103 года «Итала», изготовленная в том самом 1907 году, также участвовала в гонках. Мне довелось наблюдать эту легенду автоспорта и даже перекинуться несколькими фразами с его английским экипажем в составе Дэвида и Карен Айр 22 сентября 2010 года на одной из автозаправок в Алтайском крае.

Между этими датами были ещё международные гонки «Пекин - Париж» – в 1997 и 2007 годах. Последние два раза маршрут пролегал через Алтайский край. В том числе три года назад спортсмены из Алтайской федерации автомобильного спорта (АФАС) прошли вместе с основной группой по территории нашего региона.

Я был очевидцем этого удивительного события, когда не только его участники, но и зрители словно окунулись в эпоху начала – середины прошлого века. Ведь рядом с нашими «Волгами», «Победами» и «Москвичами» шли «Роллс-Ройсы», «Лаконды», «Форды», «Шевроле», «Паккарды», «Крайслеры» различных модификаций – в общей сложности почти сотня редких автомобилей. Мои земляки из АФАС вместе с коллегами из Новосибирска впервые выступили в этом ралли в качестве команды технической поддержки на российском этапе. Никогда и никто прежде из советских или российских спортсменов не включался в состав участников этого престижного соревнования. Да и члены АФАС не были полноценными членами ралли – они проехали вместе с основным составом ралли от пограничного с Монголией пункта Ташанта в Республике Алтай до такого же пункта у границы Алтайского края с Казахстаном. Но в пути, и особенно на ночёвке в Белокурихе, хорошо помогали иностранным гонщикам и особенно их машинам, измотанным суровым монгольским бездорожьем.

Вот тогда-то председатель АФАС Сергей Поспелов, осуществлявший руководство российской командой технической поддержки, услышал из уст организаторов гонки заманчивое предложение: «Ребята, а не поехать ли вам с нами в 2013 году?!»

 

Пионеры, винтаж и классика

В ралли «Пекин - Париж» участвуют, как правило, машины трёх групп – в зависимости от их возраста. Так называемые пионеры – автомобили, выпущенные до 1921 года. В соревновании 2010 года таковых было меньше десятка: уже упоминаемая «Итала-40», а также «Бьюик», «Роллс-Ройс», «Додж», «Ля Франсе» и другие. В самой многочисленной винтажной группе машин, произведённых до 1941 года, насчитывалось свыше 60 автомобилей. И, наконец, в классической группе – два десятка авто, сошедших с конвейера в начале 1940 – начале 1970 годов.

Алтайский «Москвич-412», которому уже присвоен порядковый номер 61 ралли-2013, обещает стать одним из самых молодых. В его техпаспорте значится 1979 год изготовления. Он допущен к соревнованию лишь потому, что эту машину производили практически без каких-либо изменений с 1972 года, а 40-летние машины имеют право на участие в ралли.

Почти наверняка современный автолюбитель, избалованный иномарками, скептически относится к 75-сильному произведению неповоротливого советского автопрома.

Однако Евгений Смирнов, включённый в состав участников ралли ретроавтомобилей-2013 «Пекин - Париж» в качестве штурмана «Москвича», утверждает, что эта машина готова побороться за самые достойные места наравне с другими ретроавтомобилями.

40 лет назад, в 1973 году, он вместе с семьей, меняясь с отцом, проехал за рулём машины ижевского производства десять тысяч километров по территории СССР без единой серьёзной поломки. Не каждая современная иномарка и сегодня может выдержать то, что преодолел «Москвич-412», своим ходом добравшийся от Алтая до побережья Чёрного и Каспийского морей, побывавший в Закавказских республиках и благополучно возвратившийся домой через Среднюю Азию. Кстати, на топливо семья Смирновых потратила ровно 100 рублей – один литр бензина тогда стоил 10 копеек.

Здесь надо вспомнить и о том, что советские команды достойно выступали на «Москвичах» в международных марафонах «Лондон - Сидней» в 1968-м и «Лондон - Мехико» в 1970 году. К примеру, из 96 стартовавших до финиша в Мехико добрались лишь 23 экипажа, в том числе и три советские команды на автомобилях «Москвич-412». Гонщик Сергей Тенишев занимал первое место в своём классе в международном авторалли «Эфиопия-1868». Его коллега Леонтий Потапчик, шофёр вильнюсского таксопарка, в 1969 году на «Москвиче» признан лидером гонки «1000 озёр», проходившей в Финляндии.

Но это были не ретроавтомобили, изменения в которых жёстко оговариваются правилами таких ралли, как «Пекин - Париж». Здесь преимущество отдаётся тщательной подготовке машин и экипажей, родным или аналогичным деталям. В этом соревновании непозволительны дополнительная форсировка двигателя и существенная реконструкция агрегатов.

Тысячи обладателей серийных «Москвичей», в том числе и на Алтае, участвовали в советский период в автогонках по ипподрому, в автокроссе, шоссейно-кольцевых гонках, других соревнованиях.

«Москвич» - талисман удачи!

Именно иностранцы предложили алтайским спортсменам участвовать в ралли на «Москвиче». И хотя в арсенале барнаульского клуба редких и старинных автомобилей «Самоход» есть «Победы», «Волги» и легковые «газики», земляки согласились, что, пожалуй, «Москвич» будет оптимальной машиной для такого маршрута.

Образно говоря, захотелось погреться в лучах истории. «Москвич» интересен экипажу ещё и потому, что эту машину они отлично знают. Она – простая, в ней нет никакой электроники. К тому же расход топлива у «Москвича» в полтора раза ниже, чем у «Волги», что в условиях длительных переходов очень важно. А, к примеру, «ГАЗ-69» или его предшественника «ГАЗ-67» попросту не допустят к испытаниям, поскольку они вездеходы.

Если приложить руки, то «Москвич» вполне надёжен, тягается наравне с известными мировыми автомобильными брендами. У этой машины, по словам водителя, кандидата в мастера по автоспорту Бориса Лыткина, есть две беды – слабые подвеска и коробка передач. Но бороться с ними мастера научились ещё несколько десятилетий назад. Умельцы доводят до ума рулевые тяги и эксплуатируют их так, что обслуживание капризных деталей не занимает много времени. Во всяком случае, на 10-12 тысяч километров их хватает. Коробку передач попросту разбирают, дефектуют и снова собирают. Эти манипуляции вполне по силам таким опытным мастерам, как штурман Евгений Смирнов и водитель Борис Лыткин. Последний на российских соревнованиях по автоспорту в конце 1980 – самом начале 1991 года три года подряд занимал чётвертое место, а в СССР – седьмое.

Алтайский экипаж приобрёл свой «Москвич-412» всего год назад по объявлению в Интернете – выбрали из двух десятков претендентов, понимая, что любой экземпляр надо будет всё равно доводить до кондиции. Именно в ту пору стало более-менее ясно, что он будет включён в состав основной группы ралли «Пекин - Париж». Есть в арсенале алтайских клубов ретромашин «Самоход» и «Дедушкин гараж» ещё несколько «Москвичей», которые могут использоваться как запасные или на запчасти.

Ряд агрегатов на облюбованном экземпляре пришлось заменить. Например, установили относительно новый радиатор, двойные амортизаторы, заменили помпу, все резиновые детали. Серьёзно усилили машину – поставили защиту на двигатель, коробку передач, задний мост, только так можно чувствовать себя уверенно на монгольском бездорожье.

Подобные переделки и доделки разрешены организаторами соревнований. Эта работа будет продолжаться до самого отъезда из дома. В целях экономии средств решено добираться до Пекина, да и возвращаться из Франции, своим ходом. Так что нашим землякам предстоит проехать не 12 тысяч километров основного пути, а все 25. Поэтому отъезд не за горами – уже в мае – в направлении Иркутска – через Улан-Батор до Пекина. А 8-9 июня единственный российский экипаж ралли «Пекин - Париж» в составе алтайских автоспортсменов Бориса Лыткина и Евгения Смирнова пересечёт территорию Алтайского края. Участники гонки будут ночевать в парк-отеле «Ая», затем, миновав Бийск, Плешково, Троицкое, Новоалтайск и Тальменку, направятся в Новосибирск. Всего на территории России ретро-автомобилисты будут находиться 12 дней. Кроме Алтая и Новосибирской области они проедут по территориям Омской, Тюменской, Екатеринбургской, Самарской, Саратовской и Воронежской областей, а также Башкирии, затем пересекут российскую границу, с тем чтобы 29 июня финишировать в столице Франции.

Следует также отметить, что маршрут по территории России вместе с организатором соревнования – английской Ассоциацией эндуро-ралли прокладывал руководитель АФАС Сергей Поспелов при содействии ретроклубов регионов страны, через которые пройдёт гонка.

«Алтайская правда» будет внимательно следить и рассказывать читателям об этом ярком, удивительном событии. Ну а вы можете присоединиться к болельщикам алтайского экипажа на сайте: www.pekingparis.com, а также www.endurorally.com и www.afas.ru

 

Фоторепортаж