Задачи и перспективы

28 февраля состоялась очередная, 16-я сессия Алтайского краевого Законодательного Собрания

00:00, 02 марта 2013г, Общество 2062


Задачи и перспективы Фото №1

Пожалуй, главным вопросом текущей сессии стал отчет губернатора нашего региона Александра Карлина о результатах деятельности администрации Алтайского края за 2012 год. Как отметило большинство депутатов и приглашенных на сессию, это выступление в большей степени было посвящено не итогам (которые тоже весьма внушительны), а нацелено на перспективу развития всей социально-экономической сферы нашего региона. Перед собравшимися были обозначены шесть приоритетных задач, стоящих перед властью да и всем обществом нашего региона.

Во-первых, основные усилия будут направлены на улучшение инвестиционного и предпринимательского климата, привлечение дополнительных капиталовложений в экономику региона. С этой целью будет усовершенствован механизм привлечения инвестиций как за счет внедрения новых инструментов поддержки инвестиционной деятельности, так и за счет увеличения ее объема и повышения эффективности использования имеющихся ресурсов.

В крае будет внедрен региональный стандарт деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Завершается подготовительная работа по внедрению стандарта. В текущем году получит надлежащее нормативно-правовое закрепление институт уполномоченного по защите прав предпринимателей и созданы необходимые организационные условия для его работы.

Во-вторых, приоритетной задачей органов власти края станет ускоренное развитие транспортной инфраструктуры, энергетики и дальнейшая газификация территории региона. «Для достижения этих целей предполагается в том числе принятие программы развития региональной авиации с включением проектов реконструкции аэропортовых комплексов Бийска, Рубцовска и Славгорода с укреплением базы краевого предприятия «Алтайские авиалинии», - отметил в своем обращении к депутатам Александр Карлин.

Третьей приоритетной задачей органов власти обозначено развитие профессионального образования и рынка квалифицированного труда. Предполагается формирование многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего общего образования, а также расширение участия бизнеса в ресурсном обеспечении учреждения профобразования и управления ими.

В-четвертых, продолжится системная работа по повышению качества и доступности, в том числе для сельского населения и жителей малых городов, услуг институтов социальной сферы: образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта.

В-пятых, приоритетной задачей является повышение эффективности государственного и муниципального управления и качества оказания государственных услуг.

Шестым приоритетом органов власти Алтайского края в 2013 году станет совершенствование механизмов взаимодействия с институтами гражданского общества, более активное включение механизмов общественного контроля за деятельностью органов государственной власти. «С этой целью мной принято решение о формировании общественных советов при органах исполнительной власти с обязательным участием Общественной палаты Алтайского края. В ближайшее время также будет предусмотрен состав нормативных актов, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях Общественного совета и без консультаций с институтами гражданского общества.

Это позволит поднять значимость Общественной палаты Алтайского края, общественных структур при органах власти, общественных организаций, вести более содержательный диалог с представителями гражданского общества при принятии важнейших решений, затрагивающих права и интересы наших жителей», - подчеркнул губернатор края.

(Полный текст выступления губернатора края Александра Карлина публикуется в текущем номере «Алтайской правды».)

Свое мнение по поводу услышанного высказали лидеры четырех фракций политических партий, представленных в АКЗС. Естественно, что оппозиционные фракции говорили о своих претензиях к действующей власти. «Справедливоросс» Людмила Суслова призвала улучшить диалог с оппозицией. Представитель ЛДПР Елена Клюшникова остановилась на проблемах в сельском хозяйстве. Коммунист Виталий Сафронов все же подчеркнул, что администрация края многое делает для улучшения социально-экономической ситуации. Но пока еще не все беды и проблемы активно обсуждаются. В частности, речь идет о производстве и переработке сахарной свеклы в восточной зоне края. Как известно, прошлой осенью в связи с ситуацией в «Изумрудной стране» Бийский сахарный завод так и не работал, что повлекло за собой дополнительные транспортные издержки для селян.

Вместе с тем на сессии была озвучена и другая оценка ситуации.

- Усилия губернатора, администрации края направлены на улучшение качества жизни жителей региона, - считает лидер фракции «Единая Россия» в краевом парламенте Борис Трофимов. - Фракции Законодательного Собрания, депутаты преследуют ту же цель. И в то же время мы ограничены бюджетом и каждая строчка в нем – результат компромисса между решением неотложных и еще более экстренных задач. Яркий пример – губернаторская программа «75х75» и ее продолжение – «80х80». Либо в регионе выбирают приоритеты и строят серьезные объекты здравоохранения, спорта, образования, культуры, либо размазывают средства тонким слоем по всем программам, не добившись улучшения ни в одной из сфер. Если мы все печемся о благе жителей Алтайского края, так давайте и работать над программами, проектами, законодательными инициативами все вместе.

Председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания Иван Лоор так прокомментировал отчет губернатора журналистам: «Сегодня речь шла не об оценке деятельности губернатора, а итогах работы органов власти Алтайского края за отчетный период. Работу депутатского корпуса я не отделяю от деятельности администрации края. Прошедший год был не простой по климатическим условиям, что сыграло свою роль для базовой отрасли края - сельского хозяйства. Конечно, оно пострадало очень сильно: каким бы ни было техническое оснащение, от погоды мы все равно очень зависим. Тем не менее конечный финансовый результат оказался в пределах 3 млрд. рублей прибыли. Это говорит о том, что средства, вложенные в сельское хозяйство на протяжении последних пяти лет, начинают работать. Озвученные губернатором показатели говорят о том, что обязательства по всем направлениям были выполнены в полном объеме. Время показало правильность выбора приоритетов: в социальной сфере, здравоохранении, народном образовании, демографической политике и других.

Мы видим, что наша работа дает положительные результаты. Здесь я бы отметил важный показатель, который характеризует благополучие любой территории и государства - продолжительность жизни. По этому показателю Алтайский край был в числе замыкающих список. То, что продолжительность жизни населения края увеличилась примерно на четыре года – результат нашей общей работы. На текущий год и ближайшую перспективу губернатор поднял не менее высокую планку, поставил очень серьезные задачи. Но они выполнимы, и мы будем над этим работать, это общая задача краевых властей, депутатского корпуса, органов местного самоуправления и депутатов районного и поселкового уровня».

В завершение обсуждения Александр Карлин ответил на ряд вопросов депутатов АКЗС. Естественно, речь зашла и о ситуации в ЖКХ. Напомним, что губернатор края подписал 27 февраля 2013 года распоряжение № 56-р, которое приостанавливает начисление и взимание платы за общедомовые нужды (ОДН) по всем видам коммунальных услуг в домах, не оснащенных общедомовыми приборами учета (ОДПУ). (Его текст публикуется в нынешнем номере газеты.)

- Есть постановление правительства № 354 о новых правилах предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Сегодня кое-кто говорит населению о том, что Алтайский край чуть ли не экспериментальная территория, где такие жуткие эксперименты творят над населением. Это неправда, по сути дела, - сказал губернатор депутатам. - Мы не можем позволить себе не исполнять федеральные законы и правила. Ведь это создаст сложности во взаимоотношениях с поставщиками ресурсов. По решению суда из бюджета региона был изъят миллиард рублей по ситуации десятилетней давности. А эти деньги могли быть направлены на развитие социальной сферы региона. Поэтому пересмотреть нормативы и ввести плату на общедомовые нужды (особенно в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета) было необходимо. Но напряжение возникло среди населения, проживающего в таких домах. Управляющие компании сами установили цену, без привлечения к этому процессу собственников жилья. Недоставало и эффективного контроля со стороны муниципалитетов. Поэтому мною и принято такое решение.

Были депутатские вопросы, касавшиеся необходимости усиления мер социальной защиты детей-сирот.

Особо подчеркнуто, что судьбы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на особом контроле администрации края. Для сирот в 2012 году приобретено 391 жилое помещение.

Алтайский край среди российских регионов находится в числе лидеров по решению социальных вопросов сирот.

 

«Мы сегодня перестраиваем всю нашу работу в контексте изменений федерального законодательства. Определен ответственный орган исполнительной власти – краевое управление по ЖКХ, которое приобретает такое жилье, оформляет его статус, предоставляет в режиме социального найма сиротам, - сообщил Александр Карлин. - Вместе с администрациями Барнаула, Бийска, где эти вопросы особо актуальны, краевым агентством по жилищному ипотечному кредитованию в рамках общей работы по созданию резервного переселенческого фонда решаем вопрос о выделении в составе этого фонда квартир для предоставления детям-сиротам. В Барнауле предусмотрено выделение земельного участка для строительства такого дома. Сегодня мы рассматриваем вопрос об изыскании финансовых ресурсов, для того чтобы запустить этот процесс уже в более активной стадии».

Постановление краевого парламента «Об отчете губернатора Алтайского края о результатах деятельности администрации Алтайского края за 2012 год» было принято большинством депутатских голосов.

Кроме этого на сессии был рассмотрен и ряд других вопросов. В первом чтении был принят проект закона «О бесплатной юридической помощи в Алтайском крае». Как сообщил докладчик по этому вопросу – заместитель губернатора края Борис Ларин, документ «устанавливает гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи в Алтайском крае, организационно-правовые основы формирования региональной государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения. Ведь очень важно предоставить право на получение бесплатной юридической помощи гражданам, проживающим в труднодоступных местностях и тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Но для этого нужно законодательно закрепить, кто будет оказывать такого рода поддержку и государственное ее обеспечение».

Разработчики документа определили, что такого рода помощь людям будет оказывать Многофункциональный центр предоставления государственных муниципальных услуг Алтайского края.

А вот как прокомментировал принятие этого документа председатель АКЗС Иван Лоор: «Несколько лет назад у нас в крае был принят законопроект, касающийся адвокатской помощи конкретной категории граждан. Но если говорить откровенно, данный законопроект был неэффективен. Не случайно новый законопроект мы вынесли на рассмотрение только в первом чтении, это не простой вопрос. Закон нужен, чтобы избавить людей от необходимости ходить по разным инстанциям, стоять в очередях, для того чтобы получить необходимые разъяснения. В Алтайском крае уже создан Многофункциональный центр. Его филиалы помимо Барнаула работают сегодня в Благовещенке, Бийске и Рубцовске. Наша задача – чтобы такое консультационное учреждение до 2015 года начало работать в каждом районном центре. Многофункциональный центр работает по принципу одного окна. В первую очередь бесплатная юридическая помощь будет оказываться гражданам с доходом ниже прожиточного минимума, инвалидам первой и второй групп, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей. Перечень категорий граждан, которых касается этот закон, достаточно велик, это практически четвертая часть населения края».

В двух чтениях был принят законопроект, касающийся предоставления депутатами сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Как заявил заместитель председателя АКЗС Андрей Осипов: «Такая обязанность установлена, в частности, для лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, для депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, для лиц, замещающих должности государственной гражданской службы субъектов РФ, для муниципальных служащих. К таковым относятся сведения о расходах лица, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки; об источниках получения средств, за счет которых совершена указанная сделка.

Помимо обязанности предоставления сведений о расходах федеральным законодательством установлена обязательность размещения этих сведений на официальных сайтах государственных органов субъектов РФ, предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования».

Комментируя принятие этого документа, Иван Лоор подчеркнул важность конкретных шагов по борьбе с коррупцией на федеральном уровне: «Если в предыдущие годы эта тема заканчивалась зачастую одними разговорами, а законопроекты Государственная дума просто классически проваливала, то сегодня мы видим начало системной работы. Законопроект, который рассмотрели сегодня наши депутаты, определяет более конкретный порядок предоставления сведений о доходах депутатов АКЗС. Если раньше эти сведения обязаны были предоставлять только должностные лица (те, кто работает на постоянной профессиональной основе), то сегодня до 1 апреля все без исключения депутаты должны предоставлять декларацию не только на себя, но и на членов своих семей. Кроме того, в варианте закона, который мы рассматривали сегодня, предусмотрены последствия непредоставления достоверных сведений о доходах. К сожалению, в прошлом году такие случаи имели место. Но по закону каких-то санкций мы применить не могли. Согласно принятому сегодня закону информация о непредоставлении депутатом сведений о доходах или предоставлении заведомо недостоверных или неполных сведений по решению специальной комиссии АКЗС будет передана для публикации на официальном сайте краевого парламента и в средствах массовой информации. Считаю показательным, что дискуссии по данному вопросу не было, решение было принято практически единогласно, так как все депутаты прекрасно понимают правильность такого решения».

Мнения

Юрий Шамков, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике:

- Краевой администрацией проведена большая системная работа по каждому из направлений, обозначенных в отчете. Будь то развитие медицинского кластера с поэтапным вводом объектов здравоохранения или «Программа развития туризма в Алтайском крае на период 2011-2016 гг.». Системность подразумевает четкое планирование, жестко обозначенные сроки реализуемых проектов, стратегически обоснованные контрольные цифры. Наличие долгосрочных программ, принятых в крае, позволяет региональной экономике обеспечить поступательное развитие в различных сферах промышленного производства, сельского хозяйства и социально-культурной сферы.

Еще один важный момент – это наличие региональных точек роста - стратегически важных для Алтайского края направлений развития, которые позволяют за счет мультипликативного эффекта активно влиять на рост показателей в смежных сферах. Это реализуемая программа «Комплексное развитие Алтайского Приобья», пилотный для России кластерный принцип в организации объектов аграрной отрасли, биофармацевтики, медицины, энергомашиностроения и других отраслях. Это набирающая обороты работа по раскрытию туристического потенциала Алтайского края. Это растущая с каждым годом инвестиционная привлекательность региона. Ведь деньги – это прежде всего инструмент и они идут туда, где их ждут, где созданы условия для их роста. По уровню инвестиционного потенциала наш регион прочно закрепился в первой тридцатке российских регионов. И, как подчеркнул Александр Карлин в своем выступлении, работа по наращиванию инвестиционной составляющей в региональной экономике будет продолжена. Не менее важным в этой связи прозвучало и одно из приоритетных направлений развития региона на ближайшее будущее – развитие профессионального образования и рынка квалифицированного труда. Без формирования кадрового потенциала невозможно добиться качественных изменений в экономике и социальной сфере.

Александр Романенко, председатель комитета по бюджету, налоговой и кредитной политике АКЗС:

- Доходы краевого бюджета в 2012 году составили 67,8 млрд. рублей, расходы произведены в сумме 72,3 млрд. рублей, бюджет исполнен с дефицитом 4,5 млрд. рублей. Наличие столь серьезного дефицита по итогам года характеризует действия администрации края по финансовому обеспечению государственных полномочий как очень напряженные. При этом все поставленные задачи в ушедшем году решены. В полном объеме осуществлены все социальные выплаты ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным, семьям с детьми, сельским специалистам, малоимущим гражданам, проиндексирована оплата труда работников бюджетных учреждений, завершена масштабная губернаторская программа реконструкции и строительства социальных объектов в городах и районах края «75х75».

Объем поступлений налоговых и неналоговых доходов в краевой бюджет составил 33,5 млрд. рублей, превысив на 10,1% уровень 2011 года. Наибольший темп роста сложился по НДФЛ. Это хороший знак, который свидетельствует не только о наполняемости бюджета, но в первую очередь об улучшении ситуации в экономике края, о мерах, принимаемых работодателями по повышению заработной платы и выводу ее из тени.

В течение года в краевой бюджет дополнительно поступило более 1,9 млрд. рублей собственных доходов. Это позволило направить дополнительные 1,5 млрд. рублей на реализацию адресной инвестиционной программы – строительство и ремонт школ, детских садов, медицинских учреждений, объектов коммунального комплекса. В течение года увеличена на 270 млн. рублей помощь районам и городам.

Объем дополнительных поступлений из федерального бюджета более значителен - 11,5 млрд. рублей, или 50 процентов к первоначальному плану года. Такой прирост связан в том числе и с активной позицией руководства края по участию в федеральных программах. Привлеченные федеральные средства носят целевой характер и направлены на поддержку сельского хозяйства, на продолжение модернизации образования и здравоохранения, ремонт и оснащение медицинских учреждений современным оборудованием, на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, на переселение людей из аварийного жилого фонда.

Александр Григорьев, глава администрации Топчихинского района:

- Александр Богданович не только представил статистические данные, характеризующие результаты проделанной администрацией края в ушедшем году работы. Он обозначил и приоритетные задачи на текущий и последующие годы. Сегодня на сессии много внимания уделили теме ЖКХ. Она всегда сложна для обсуждения. Самый болезненный вопрос - перекосы в оплате общедомовых нужд. Губернатор поставил задачу, которую мы будем решать вместе с управляющими компаниями, предприятиями ЖКХ и населением.

Есть и другие проблемы, которые должны решаться как на муниципальном, так и на краевом уровнях. Речь идет о программе по реконструкции водопроводов, замене ветхих теплосетей в сельской местности. В выступлении губернатора в числе приоритетных задач названо совершенствование взаимодействия органов власти с институтами гражданского общества. Я уверен, что без обсуждения с общественностью важные решения принимать нельзя. Вспомним две программы в сфере жилищно-коммунального хозяйства - по переселению граждан из ветхого жилья и по ремонту многоквартирных домов. Наш район в них активно участвовал.

Виктор Зобнев, председатель совета директоров ЗАО «Рубцовский завод запасных частей», депутат АКЗС:

- В этом году мы поставили амбициозные планы: на 30-35 процентов увеличить объемы производства. Кроме этого на «День сибирского поля» планируем привезти в край всех крупных российских производителей сельхозмашин. Администрация края эти наши планы одобряет. Продукция РЗЗ интересует Кыргызстан, Казахстан. Укреплению связей способствует формирование единого таможенного пространства. Считаю, что нам удастся добиться намеченного роста показателей.

Планы развития кластера аграрного сельхозмашиностроения и нашего завода соответствуют векторам развития, намеченным администрацией края. Уверен, что рост промышленного и сельскохозяйственного производства, повышение производительности труда и рост заработной платы в этих отраслях входят в число задач первостепенной важности, потому что являются фактически основой социального развития. Растут зарплаты – увеличивается объем востребованных услуг, как следствие, будет расти и валовый региональный продукт.

В своем докладе на сессии АКЗС губернатор края Александр Карлин обозначил приоритетные направления социально-экономического развития Алтайского края, на которых будут сосредоточены основные усилия власти в 2013 году. Четко просматривается комплексный сбалансированный подход к решению основной задачи - обеспечения социально-экономического развития края. Сегодня промышленным предприятиям остро необходимы высококвалифицированные работники. Решая задачу совершенствования профессионального образования, мы создаем задел на будущее на 20-40 лет вперед. Дав сегодня молодым людям хорошее базовое профессиональное образование и возможность реализовать себя в профессии, мы обеспечиваем предприятие грамотными, высококвалифицированными специалистами. При условии что будут решены сопутствующие социальные задачи (построены детские сады и школы, то есть вся необходимая социальная инфраструктура), эти профессионалы будут работать на современном развивающемся предприятии десятки лет.

Вадим Смагин, генеральный директор Бочкаревского пивоваренного завода, депутат АКЗС:

- В докладе губернатора края четко прозвучало: главная задача – инвестиционная привлекательность региона. Ведь чтобы пришли инвесторы, нужно создать инфраструктуру. Именно поэтому идет увеличение финансирования строительства, реконструкции и содержания дорог. Много сделано для совершенствования системы энергообеспечения региона.

Александр Карлин подчеркнул, что развитие транспортной и энергетической инфраструктуры будет продолжено и в текущем году. Конечно, прозвучали на сессии и критические замечания в адрес руководства региона. Депутаты хотели бы видеть больший объем инвестиций. Но ведь только в сельское хозяйство в 2012 году было вложено более 5 миллиардов рублей. В пищевой и перерабатывающей промышленности реализовано более 80 инвестиционных проектов. Это позволило вывести на рынок 230 новых наименований продукции. И игнорировать этот факт нельзя.

В 2013 году экономика края будет развиваться. Будут создаваться новые рабочие места, расти отчисления в бюджет. К примеру, отчисления нашего предприятия в бюджет в 2012 году превысили миллиард рублей. А нынче объем такого рода платежей возрастет. Основными задачами развития экономики я считаю развитие промышленного производства, сельского хозяйства, туристического бизнеса, биофармацевтического кластера. Администрация края сегодня успешно справляется с развитием транспортной и энергетической инфраструктуры, газификацией региона, в том числе взаимодействуя с федеральным центром и крупными инвесторами, используя и другие возможности.

Наш завод в этом году планирует увеличить производственные мощности. Основная задача Бочкаревского пивоваренного завода – подготовка к летнему сезону. 15 апреля планируем завершить все проектные работы, чтобы увеличить выпуск безалкогольных напитков. Именно с выпуском кваса и минеральной воды мы связываем планы развития компании. В этом году подписали долгосрочный контракт с мировой компанией «Пепси-кола». Это позволит более плотно загрузить мощности по производству кваса. Будет создано 50 новых рабочих мест на нашей производственной площадке в Бочкарях.

Александр Лазарев, председатель комитета АКЗС по здравоохранению и науке:

- Я работаю в здравоохранении 40 лет и точно знаю, что сегодня вопросов к этой области не стало меньше. Но ситуация изменилась кардинально. 40 лет назад в Барнауле мы выявляли около полутора тысяч онкологических больных в год. И все они умирали к концу года. Все были тогда уверены: если у человека выявлен рак, то он не жилец. Сегодня изменилось само отношение людей к этому заболеванию. Они увидели, что при таком диагнозе можно жить, работать, быть нормальным членом общества.

Еще раз повторюсь: против полутора тысяч выявленных больных 40 лет назад – 60 тысяч вылеченных сегодня. А требования у пациентов растут. И как человек и депутат я понимаю, что это правильно: люди хотят, чтобы было еще лучше. Сегодня онкологические больные хотят не просто жить подольше, но жить качественно. Этого позволяет добиться модернизация системы здравоохранения.

Совершенствуется оснащение медицинских учреждений всех уровней – от ФАПов до федеральных медицинских центров. Кластерный подход к совершенствованию системы здравоохранения в Алтайском крае себя более чем оправдывает. Мы не просто снижаем затраты на содержание медицинских учреждений разного профиля, когда располагаем их на одной площадке. Тем самым обеспечиваются максимальные удобства человеку, нуждающемуся в медицинской помощи. Консультации любых специалистов, все необходимые обследования – все это пациент получает не выходя за пределы площадки нашего кластера. Это особенно важно, когда человек приезжает к нам из отдаленного сельского района.

Фоторепортаж