А был ли… скандал?

История реструктуризации вуза на конкретном примере

00:00, 21 марта 2013г, Общество 2104


А был ли… скандал? Фото №1

В нашем крае, к счастью, не случилось волнений и митингов по поводу закрытия неэффективных вузов и их филиалов по итогам мониторинга. Хотя сарафанное радио страхи населения транслировало, весьма их углубив и расширив. К сожалению, в случае с неэффективным Институтом текстильной и легкой промышленности (ИТЛП) привкус скандала имелся. Попробуем разобраться в том, кто и зачем постарался добавить в волшебный горшочек этот самый ингредиент.

ИТЛП, дитя РосЗИТЛП

ИТЛП во время оно являлся филиалом Российского заочного института текстильной и легкой промышленности (появился филиал в Барнауле в 1954 году). Сам же головной вуз образован в 1932 году как Московский заочный институт. Пройдя с тех давних пор серию пере-именований, старший «брат» потерял свои филиалы и сам благополучно - приказом Мин-обрнауки РФ – был присоединен пару лет назад к Московскому государственному университету технологий и управления в качестве структурного подразделения. То есть с 2011-го уже не существует ни самого РосЗИТЛП как самостоятельного вуза, ни его пяти филиалов.

Наш же, барнаульский ИТЛП потерял статус филиала Российского заочного гораздо раньше. 1 апреля 2005 года Федеральным агентством по образованию было принято решение о его переходе в АлтГТУ как «обособленного структурного подразделения в черте г. Барнаула». Кому это было выгодно? Все наверняка помнят времена, когда в нашей стране вузы и филиалы вырастали как грибы в городах и даже в районных центрах, когда в одной аудитории при наличии двух преподавателей создавались академии. Но позже многие из таких учебных заведений в полной мере ощутили невыносимую легкость бытия – у них не имелось необходимой материальной базы, «остепененных» штатных кадров. Нелегко приходилось в новых экономических условиях и филиалам вузов, сохранившимся с советского времени. И потому оказаться под крылом у кого-то для вышеупомянутых заведений означало выжить. Так случилось и с ИТЛП. В то время слияние устраивало и технический университет – ему нужно было увеличение числа образовательных программ, да и количественная прибавка в лице новых студентов не была лишней. На тот момент в ИТЛП имелась исключительно заочная форма обучения по направлениям «Конструирование изделий легкой промышленности», «Технология изделий легкой промышленности» и «Экономика управления на предприятии» (порядка 500-600 студентов).

Гром среди ясного неба раздался через неделю после подписания приказа о переходе ИТЛП в состав технического университета. И этот самый гром уже можно было воспринять как первый звонок.

От первого звонка до мониторинга

Проректор по учебной работе технического университета доктор технических наук, профессор Владимир Синицын вспоминает: «Выяснилось, что мы приняли ИТЛП, у которого через две недели завершается действие лицензии! Это был удар: через эти самые две недели АлтГТУ просто не смог бы работать – любая проверка нам запретила бы вести образовательную деятельность».

- Мы в той ситуации сделали все для того, чтобы студенты ИТЛП продолжали нормально учиться, - говорит Синицын. - Срочно командой рванули в Москву, в Рособрнадзор. Нас там правильно поняли, приняли заявление на лицензирование вне всяких графиков, утверждение и согласование которых может длиться годами. Нам пошли навстречу, сказав: «Это мы делаем не ради вас, а ради студентов».

Еще, скажу откровенно, лучше было бы, если ИТЛП продолжал бы реализацию образовательных программ по заочной форме. Однако его руководство стало просить о наборе студентов-очников, которые учились бы на бюджетной основе. И потихоньку мы набрали их почти 150 человек.

- Разве в крае сейчас текстильная и легкая промышленность развита настолько, чтобы образовательные услуги ИТЛП были весьма востребованы?

- В крае существует немало профильных обществ с ограниченной ответственностью. Но мы выполняем план набора на специальные направления ИТЛП воистину с героическими усилиями, - отвечает Владимир Синицын. - С громадным трудом, сдвинув все сроки, удается набрать минимум студентов на бюджетные места. Это неправильно, потому что мы уже не очень-то заботимся о каком-то качественном уровне. Подготовка в данном случае своего абитуриента вообще из области фантастики. Выручают «Экономика» и «Товароведение» - непрофильные для ИТЛП.

- В университете есть Институт экономики и управления, - продолжает начальник управления кадров АлтГТУ Сергей Химочка. - В нем трудятся около 70 штатных преподавателей, немало докторов наук, профессоров… А в ИТЛП на кафедре экономики, которая выпускает экономистов, – две штатные единицы! Остальные – внештатные. Преподавателей-совместителей ищут по всему краю, забыв о том, что в стенах АлтГТУ существует институт, которым руководит Ирина Николаевна Сычева.

Хотя критерии мониторинга эффективности вузов весьма далеки от идеальных (об этом писала «Алтайка»), полагаю, вряд ли кто из родителей желал бы доверить образование родного чада вузу, в котором штатных сотрудников меньше, чем совместителей, а эти самые совместители иногда работают даже на
0,03 ставки (варианты: 0,04, 0,07 и 0, 15 ставки!). За что можно отвечать, если ведешь 0,03 ставки? За 0,03 процента работы… На одном из форумов в Интернете нашла такой комментарий: «Без комиссий, без мониторинга было понятно, что сборный коллектив со всего города не может быть сильным». Разумеется, и это одна из причин реорганизации института.

Если мы вспомнили о мониторинге, то следует сказать о том, что процесс реорганизации ИТЛП не есть нечто эксклюзивное в техническом университете. Это процедура коснулась и всего вуза.

Как рассказал Владимир Синицын, два года назад АлтГТУ, как и все учебные заведения России, перешел на аккредитационные показатели в виде анализа укрупненных групп специальностей и направлений (УГНС). Рособрнадзор выставил определенные требования (критерии), по которым оценивает деятельность вузов. И теперь они должны отчитываться не по специальностям и образовательным программам, а по группе направлений. Этих групп в университете полтора десятка. (Например, в группу «Экономика и управление» входят экономика, менеджмент, государственно-муниципальное управление.) А направления, существующие в ИТЛП, входят в три разные группы! Вот еще одна совершенно понятная причина реорганизации (или оптимизации): необходимо собрать направления, реализуемые в ИТЛП, в те укрупненные группы, которые отвечают за реализацию этих самых направлений в АлтГТУ. Для чего это делается? Ответ проректора (кстати, он – федеральный эксперт Рособр-надзора. – Прим. авт.) предсказуем - необходимо сконцентрировать ресурсы в одном месте. Синицын конкретизирует: тогда появляется возможность провести качественное самообследование, выслушать руководителя этой УГНС – он уже на этапе подготовки к госаккредитации знает, кто чем дышит.

Комиссия по реорганизации работает в АлтГТУ уже два года, десятки факультетов и кафедр реструктурированы. И параллельно с этим процессом вдруг случается мониторинг Минобразования. Специалисты Рособрнадзора оценили ИТЛП по своим критериям - получились везде нули. В вузе было принято решение рассмотреть сложившуюся ситуацию на ученом совете и принять меры на заседании комиссии по реорганизации.

«Униженные и оскорблённые»

- Мы не принимали решения по ликвидации ИТЛП на том этапе! – говорит Владимир Синицын. - До ученого совета работала очень серьезная комиссия в составе и. о. ректора, помощника ректора, двух проректоров по учебной работе, начальника учебно-методического управления. Рассмотрели информацию ИТЛП. Исполняющий обязанности ректора Александр Ситников обязал директора института выступить с информацией по ситуации и устранению недостатков на ученом совете. Но вместо выступления нам продемонстрировали на экране, куда устремили мы взоры свои, исковое заявление в суд Индустриального района директора ИТЛП Галины Дербан о неправомерности этого решения и. о. ректора!

Однако ученый совет на основании результатов работы комиссии принял решение: обязать Г.Дербан разработать и представить и. о. ректора до 18 января план мероприятий, а комиссии в этот же срок было поручено рассмотреть вопрос о реорганизации. Никакого плана представлено не было, комиссия же вопрос рассмотрела и решила выйти на ученый совет с предложением: сам ИТЛП ликвидировать, а его кафедры, не увольняя ни одного человека, перевести в состав АлтГТУ. Реорганизация должна быть проведена до 1 июля. Вот и вся история, абсолютно рабочая, похожая на истории других факультетов и десятков кафедр университета.

Галине Дербан шли навстречу, рекомендовали ей внести предложения по созданию объединенного заочного факультета, который сама и могла возглавить, - она отказалась. Вместо этого директор ИТЛП начинает действовать по принципу «лучший способ защиты – нападение». Она рассылает ряду СМИ («Алтайка» в число адресатов не вошла. – Прим. автора) открытое письмо ученому совету АлтГТУ. В этом послании совету предлагается упразднить должность президента вуза и «отчитаться перед трудовым коллективом о своей деятельности».

Хотя руководство АлтГТУ также не получало открытого письма, и оно знакомо с его содержанием. На вопрос корреспондента об отношении к посланию Владимир Синицын демонстрирует документ - служебную записку преподавателей ИТЛП на имя и. о. ректора, в которой сообщается: «Доводим до вашего сведения, что в газете «Новая жизнь Алтая» от 14.02 были опубликованы письма на имя министра образования и губернатора Алтайского края, якобы подписанные сотрудниками и преподавателями ИТЛП. Утверждаем, что эти письма мы не подписывали, подписи взяты из ксерокопии явочного листа и являются приложением к протоколу собрания коллектива по другому поводу».

Начальник юридического отдела АлтГТУ Анастасия Мельник рассказала о собрании в ИТЛП:

- В соответствии с уставом Алт-ГТУ ученый совет действует на протяжении пяти лет и в январе заканчивались его полномочия. Каждое структурное подразделение должно было выдвинуть сначала делегатов на конференцию – они бы избирали ученый совет. Вторым вопросом было выдвижение своего кандидата, который бы представлял в течение следующих пяти лет интересы ИТЛП. По словам сотрудников, такое собрание в институте провели, нам представили протокол. В нем по первому вопросу сказано было: нас обижают-унижают, мы на конференцию не пойдем. По второму вопросу: поскольку нас опять же обижают-унижают, мы не хотим участвовать в ученом совете. Явочный лист собрания фигурирует сейчас во всех посланиях – к заместителю Генерального прокурора РФ в Сибирском федеральном округе Симчишину, к губернатору Карлину, к председателю АКЗС Лоору…

Первый звонок - в этот раз уже для Галины Дербан - прозвучал, когда трое смельчаков не подписали письмо, возмутившись: как можно не выдвигать от коллектива кандидатов? На первое рабочее собрание по поводу реорганизации ИТЛП пришли 8 человек, на второе – 25. Кроме встреч с сотрудниками прошло и собрание со студентами – с ними общались и. о. ректора, заведующие кафедрами, деканы. Сейчас Г.Дербан на больничном, и. о. директора института назначен доктор технических наук, профессор Андрей Тищенко. «Работаем как часы, - отмечает Владимир Синицын. - Готовим стимулирующие выплаты, студентам-сиротам - приказы по стипендиям. Диспетчерская уже сегодня активно трудится над расписанием, студенты занимаются спортом в нашем манеже и на лыжной базе, химию, физику, математику слушают в университете. У нас есть 750 студентов ИТЛП, и прежде всего они – студенты АлтГТУ им. И.И. Ползунова. Все они получат соответствующие государственные документы об образовании».

Преподавателей ИТЛП тоже никто не собирается выгонять на улицу. Трудно не согласиться с Сергеем Химочкой: «Нужно формировать полноценные кафедры сегодня, уходя от внешних совместителей, нагружая своих преподавателей, чтобы были постоянные работники (за этим стоят качество работы, стабильность, оплата труда). А вместо помощи от директора ИТЛП - палки в колеса…»

Пока суд разберется...

Обсуждением именно этих препятствий на пути к заветной цели заняты в Интернете заинтересованные лица. И хотя до вынесения судебных решений я не имею права давать комментарии, но могу в данном случае отметить: судебные разбирательства в отношении Галины Дербан идут не по одному поводу.

Первый – незаконное получение звания почетного работника высшего профессионального образования. По сведениям, Г. Дербан пытаются инкриминировать корыстные интересы, то есть доказать очевидное, ведь за звание героиня получала полагающуюся «ежемесячную поощрительную надбавку в размере до 20% включительно от должностного оклада». Следствие ведется уже полтора года. Второй повод - поездка директора ИТЛП и ее заместителя по науке якобы в служебную командировку в Израиль, обошедшаяся казне в более чем приличную сумму. «Алтайка» обязательно сообщит своим читателям, чем дела закончились.

Что же до самого ИТЛП… Мы не могли там не побывать. Увидели, что некоторые преподаватели не скрывают опасений насчет своего будущего. А вот в светлом будущем своих студентов, как сами юноши и девушки, они не сомневаются. Насколько оправдаются надежды одних и опасения других, покажет время и расскажет «Алтайская правда».

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж