Выставка как состязание

Конкурсная программа VI Межрегионального проекта «Аз.Арт. Сибирь-2013» в несколько этапов открылась в конце минувшей недели

00:00, 04 апреля 2013г, Общество 1270


Выставка как состязание Фото №1

Но внеконкурсные мероприятия продолжаются: 4 апреля в галерее «Проспект» – вернисаж «43 повода вызвать дух Юрия Гагарина», 5-го открывается концептуальная выставка «SALE in Sol’».

Наконец, 9 апреля в выставочном зале Института архитектуры и дизайна АлтГТУ пройдет презентация цифровой графики «Digital art». И это не считая уже работающих с середины марта экспозиций «Настоящее» в «Открытом небе» и «Когда мы были молодыми…» в частной галерее «Кармин». И все же основное внимание, что естественно, приковано к выставочному залу Союза художников, где размещена конкурсная экспозиция по номинациям «Живопись», «Скульптура» и «Декоративно-прикладное искусство», и огромным площадям галереи «Республика ИЗО», полностью отданным под графику.

Если уж говорить о прогрессе и некоем росте нашего долгоиграющего выставочного проекта – а эта тема не раз всплывала в первые дни его работы, когда в Барнауле гостили известнейшие художники и искусствоведы Сибири, – то именно выставка графики в нынешнем виде и есть главный прогресс и достижение. Это признал и постоянный куратор «Аз.Арта» молодой барнаульский художник Николай Зайков: «Без участия галереи «Республика ИЗО» проект в таком виде просто не состоялся бы, раньше графика всегда была немножко в загоне – для нее попросту не хватало места». Действительно, еще два года назад на пятой биеннале графику втиснули в тот закуток выставочного зала Союза художников, где обычно висят работы, выставленные на продажу. Графические листы, развешенные от пола до потолка, едва не наезжали один на другой.

В этот раз все совершенно иначе: помещение «Республики ИЗО» идеально подходит для демонстрации графики, которая, как ни крути, всегда остается очень интеллектуальным видом искусства и требует соответственного отношения к себе. Кроме удачного размещения работ (за него отвечал куратор галереи Вадим Климов) нужно было предусмотреть еще и правильный свет, ведь графические листы всегда выставляются под стеклом. Все это вполне удалось: экспозиция, как и обещали организаторы, прекрасная.

Искусство как таковое

Впрочем, и самих графических произведений стало, кажется, в разы больше, чем два года назад. Представлены практически все мыслимые жанры и техники: эффектные абстрактные монотипии и сюжетные литографии, цветная ксилография и уникальные пастельные, акварельные, карандашные работы. Присутствуют также коллаж, компьютерная графика и работы в смешанной технике. Тематика тоже разнообразная: по-детски наивные рисунки котиков соседствуют с лаконичными карандашными сериями путевых заметок, а стильные иллюстрации – с интересными высказываниями на философские и социальные темы. Избыточность и аскетизм удачно оттеняют друг друга, и в итоге перед многими графическими листами зрители застывают на несколько минут.

На вернисаже Вадим Климов предупредил, что работы здесь сгруппировали по регионам, но не стали подписывать, что откуда. Думается, когда в галерее работало конкурсное жюри, этот ход был оправдан: судить пришлось не с точки зрения симпатий к конкретным городам и существующим там школам, а оценивая искусство как таковое. А вот обычному зрителю такой принцип, увы, не оставляет приятной возможности сравнить наших с соседями. Хотя именно в этом сравнении, чисто умозрительном состязании и состоит изрядная доля удовольствия от подобных сборных проектов.

Возвращаясь к теме прогресса, есть и еще один показатель роста проекта, чисто количественный: в 2011 году в Барнауле были собраны работы примерно трехсот молодых авторов из десяти регионов Сибири. В этот раз у нас пожелали выставиться уже более 500 художников из 11 регионов! К тому же некоторые местные деятели искусств, по признанию Николая Зайкова, хотели бы преобразовать «Аз.Арт. Сибирь» в международный проект…

Сила и слабость

Что касается экспозиции, размещенной в выставочном зале Союза художников, то первое, что бросается в глаза, – это обилие скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства. Для Сибири в целом такое положение дел, как признают специалисты, довольно необычно. На стенах кроме, собственно, холстов также расположены объемные берестяные фигуры, деревянные и керамические маски, мозаичные и эмалевые панно, гобелены. На специальных подиумах в центре каждого из залов – то остроумные архитектурные инсталляции, то изощренная керамика и мелкая пластика, то скульптуры из металла.

О жанровом и тематическом разнообразии живописи излишне говорить. И хотя именно эта часть конкурсной программы многим показалась в целом довольно слабой, все же тут представлены все основные течения и направления, в которых сегодня работают как молодые, так и вполне состоявшиеся авторы Сибири. Не сдает позиций академическая школа, столь же традиционно присутствие абстрактных вещей. И на этом общем фоне зачастую еще ученических работ выгодно выделяются как раз те художники, у которых есть уже совершенно узнаваемое, ни на кого не похожее «лицо» и любимая тема.

На вернисаже в выставочном зале присутствовали представители краевой администрации, управления по культуре и архивному делу, творческих союзов Новосибирска, Томска, Омска и Кемерово и, конечно, сами молодые авторы. Вице-губернатор Даниил Бессарабов передал собравшимся поздравления от Александра Карлина и отметил, что администрация Алтайского края уже во второй раз помогает проекту в рамках грантовой поддержки. Кроме того, это масштабное мероприятие официально включено в план «Барнаул – культурная столица юга Сибири».

– Думаю, и в дальнейшем при таком замечательном представительстве и обилии прекрасных работ, которые экспонируются уже на трех площадках, мы будем поддерживать этот проект, – пообещал вице-губернатор.

Кстати, такая готовность края покровительствовать молодежному искусству удостоилась совершенно искренних слов благодарности гостей:

– Я хотел бы поздравить инициаторов проекта и всех тех людей, которые тащат его на себе. И отдельно надо сказать спасибо краевой администрации, потому что не во всех регионах творческие инициативы молодых людей поддерживаются официальной властью, – сказал омский искусствовед, кандидат философских наук и член жюри конкурса Владимир Чирков.

Благодарили администрацию края за поддержку молодежи председатель Кемеровской организации Союза художников России Андрей Дрозд, председатель Новосибирского отделения Вадим Иванкин и член правления Томского союза Николай Коробейников. А председатель жюри, известный новосибирский живописец, член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный художник России профессор Михаил Омбыш-Кузнецов напомнил об истории молодежных выставок в Сибири:

– Мне это событие кажется грандиозным – в шестой раз здесь проходит такая выставка! Знаете, в советские времена, лет 40 назад, в Омске впервые состоялась зональная молодежная выставка, и омичи выдержали это большое всесибирское событие только дважды. А в Барнауле с каждым разом выставка становится все более крепкой. Я желаю всем нам когда-нибудь оказаться и на девятой, и на десятой выставке «Аз.Арт. Сибирь»!

Прогресс и регресс

Кроме того, Михаил Сергеевич признал, что жюри предстоит проделать большую и сложную работу, и пожелал молодым авторам не разочаровываться в искусстве и продолжать учиться, в том числе и у своих коллег. В возглавляемое новосибирским мэтром жюри в этом году вошли вышеупомянутые Владимир Чирков, Вадим Иванкин, Николай Коробейников и Андрей Дрозд, а также известные алтайские художники Владимир Прохода, Екатерина Демкина, Евгений Скурихин, Аркадий Казанцев, дизайнер Алексей Шелепов, искусствовед Наталья Царева и галерист Вадим Климов.

И еще одно событие, состоявшееся за рамками конкурса, привлекло внимание гостей биеннале: в Художественном музее открылась выставка лауреатов «Аз.Арта» прошлых лет. Николай Зайков выразил надежду, что если музей в дальнейшем останется полноправным партнером организаторов биеннале, то именно эта часть проекта будет развиваться особенно интересно. Здесь можно устраивать концептуальные выставки победителей и авторов, вошедших в шорт-лист, а можно проводить персональные выставки председателей жюри – предполагается, что это и впредь будут именитые авторы из разных сибирских регионов. Последняя идея, кстати, очень понравилась музейщикам, ведь такие выставки могли бы не только повысить статус молодежного проекта, но и обогатить культурное пространство края.

А после открытия камерной экспозиции лауреатов в музее прошел «круглый стол» по вопросам молодежного искусства Сибири. В нем приняли участие сами молодые авторы (которые в основном скромно отмалчивались), а также искусствоведы, культурологи и философы. Модератором стал искусствовед Владимир Чирков. Он предложил поговорить о прогрессе и регрессе в изобразительном искусстве, обязательности (или необязательности) хорошего академического образования, возвращении в сибирское искусство большой картинной формы и извечной проблеме «учитель и ученик».

Фоторепортаж