Один вместо трёх, единый для всех

В Главном управлении образования и молодежной политики состоялся разговор о проекте закона «Об образовании в Алтайском крае», который сейчас обсуждается общественностью

00:00, 20 апреля 2013г, Общество 1812


Один вместо трёх, единый для всех Фото №1

Об особенностях нового закона и изменениях в образовании края, которые предполагаются в связи с его принятием, представителям СМИ рассказала заместитель начальника Главного управления образования и молодежной политики края, начальник отдела управления качеством образования Ольга Бутенко.

Речь на встрече шла об особенностях регионального проекта. Но вначале Ольга Бутенко заметила, что рассматривать региональный закон вне взаимосвязи с федеральным было бы некорректно. Поскольку ФЗ «Об образовании», принятый в декабре 2012-го, прежде всего обеспечивает основные гарантии в области образования для граждан РФ и эффективные механизмы правового регулирования сферы образования. Региональный же закон предусматривает механизмы реализации полномочий, которые определены на уровне субъекта РФ и местных органов самоуправления.

- Новый базовый закон об образовании позволяет решить целый ряд проблем, которые существуют в системе образования края, - сказала Бутенко. - Он гарантирует повышение зарплаты педагогических работников до среднего уровня по экономике. Также закон закрепляет льготы для сельских учителей – у нас край аграрный и сельских учителей больше, чем в других регионах России, потому данные льготы для нас очень важны. Кроме того, в законе нормативно закрепляется сетевое взаимодействие между образовательными организациями, значит, расширяются образовательные возможности для обучающихся в крае.

Основные нормы закона вступают в силу с 1 сентября 2013 года. На совещании в Москве была озвучена такая цифра: 180 нормативных документов на уровне РФ будут изменены или вновь приняты для регламентации отдельных положений федерального закона. Мы понимаем, что с принятием федеральных документов будет корректироваться и законодательство на уровне края. Особенностью данной работы является общественное обсуждение всех принимаемых документов.

Обсуждается и проект регионального закона «Об образовании в Алтайском крае», причем не только на официальном сайте администрации края и Главного управления образования и молодежной политики, но и в общественных педагогических объединениях, муниципалитетах, образовательных учреждениях. 28 апреля обсуждение завершится, будут рассмотрены все пожелания и замечания. На 25 мая планируется рассмотрение закона в первом чтении в АКЗС.

Заместитель начальника Главного управления остановилась подробно на некоторых наиболее актуальных вопросах. Первым среди них стал вопрос о дошкольном образовании.

В соответствии с новым федеральным законом дошкольное образование является уровнем общего образования, а значит, в связи с этим меняется и схема его финансирования: она становится аналогична школьной. На организацию дошкольного образования муниципалитеты будут получать субвенцию из краевого бюджета. Процесс запустят с 1 января 2014 года. В этой связи готовится ряд документов, в том числе комплекс мер по предотвращению необоснованного роста родительской платы за детский сад.

- В федеральном законе, - заострила внимание журналистов Бутенко, - услуги по образованию, уходу и присмотру за детьми разделены. И именно услуга по уходу и присмотру полностью должна оплачиваться родителями. Но мы прекрасно понимаем, что должны быть в крае единые подходы для обоснования установления родительской платы за детский сад. И необоснованного повышения постараемся не допустить. В настоящее время в рамках действующего закона об образовании родительская плата ограничивается 20 процентами от всех расходов на содержание ребенка в детсаду.

Зашла речь и о повышении заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. В настоящий момент в крае разработана дорожная карта «Изменения в сфере образования Алтайского края, направленные на повышение эффективности и качества услуг», в рамках ее реализации предполагается проведение работы по повышению зарплаты работников дошкольных образовательных учреждений. Такие дорожные карты будут разработаны в каждом муниципалитете.

Как многие уже знают, в федеральном законе термин «образовательное учреждение» (ОУ) меняется на «образовательная организация» (ОО). Предусматривается и ОО, осуществляющая обучение. Если для ОО образовательная деятельность является основной, то функция по образованию для организации, осуществляющей обучение, дополнительная. Но и те и другие в обязательном порядке должны иметь лицензию на образовательную деятельность.

Много вопросов поступает по поводу ликвидации и реорганизации ОО. Ольга Бутенко напомнила, что в действующем законе ликвидация сельского дошкольного ОУ или общеобразовательного учреждения возможна только лишь с согласия схода жителей населенного пункта, которых это ОУ обслуживает. В новой редакции закона, как федерального, так и регионального, процессы реорганизации и ликвидации ОО обязательно идут после положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения и с учетом мнения жителей поселения. То есть уточнена сама процедура получения согласия сельских жителей – им должно быть представлено аргументированное обоснование необходимости ликвидации или реорганизации ОО. Не все организации будут переименованы к 1 сентября 2013 года – это произойдет к 1 января 2016-го. Для краевых ОО составляется график переименования, такие же графики будут созданы в муниципалитетах.

Говорили и о достижении современного качества образования. Предусматривается использование электронного обучения, сетевой формы реализации образовательной программы, дистанционных образовательных технологий. В законопроекте впервые закреплены положения, регулирующие инновационную деятельность в сфере образования, которые в действующем законе отсутствуют. В федеральном законе прописана и экспериментальная деятельность.

В соответствии со ст. 28 ФЗ № 273 образовательная организация должна информировать население о результатах своей деятельности, размещая итоговую информацию в сети Интернет. Кроме того, законом закрепляется независимая оценка качества образования.

Многих интересует вопрос о школьной одежде. Ольга Бутенко рассказала, что в настоящий момент планируется проведение разъяснительной работы, обсуждение этого вопроса и родительской общественностью, и представителями Роспотребнадзора.

В отличие от действующего закона в проекте отдельной статьей закреплены меры социальной поддержки педагогических работников образовательных организаций, участвующих в проведении ЕГЭ в рабочее время и освобожденных от основной работы на период проведения ЕГЭ. Им выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению ЕГЭ.

Социальный статус педагогических работников обеспечивается целым рядом трудовых прав и социальных гарантий, как сохраненных, так и вновь введенных в закон. А именно:

- право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

- право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством РФ;

- право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда и иные.

Кроме того, педагогическим работникам, живущим и работающим в сельской местности, сохранено право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Обсуждаемый региональный законопроект объединяет нормы трех законов Алтайского края: от 03.12.2004 № 54-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»; от 14.06.2007 № 54-ЗС «О кадетском образовании в Алтайском крае»; от 31.12.2009 №69-ЗС «О начальном профессиональном и среднем профессиональном образовании». Они утратят свою силу, а различные уровни образования в крае будет регулировать один закон.

Фоторепортаж