Из детства – на войну!

Возможно ли, чтобы 14-летняя девочка-подросток была на фронте?

00:00, 08 мая 2013г, Общество 1519


Из детства – на войну! Фото №1

Документ из Центрального архива Министерства обороны гласит: «Фишман (Дьяконова) Валентина Васильевна, родилась 1 июля 1928 года, г. Калинин. Призвана Махарадзевским РВК Грузинской ССР. Ефрейтор. 638-й зенитный артполк. В действующей армии с мая 1943 по июль 1945 года».

За день - старше на три года

Я пришла из школы
в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы
в «мать» и «перемать».
Потому что имя ближе,
чем «Россия»,
Не могла сыскать!

Юлия Друнина

 

О начале войны 12-летняя Валя Дьяконова узнала, когда отдыхала в пионерском лагере. Ребят срочно возвратили в родной город Калинин. Перемены были видны, как говорится, невооружённым глазом: окна домов заклеены бумажными полосками, на улицах полно военных.

В школе, где училась шестиклассница, разместили госпиталь. Ребята занимались в приспособленном помещении, а также помогали ухаживать за ранеными, читали им письма, писали от их имени сообщения родным.

17 октября, после сильных трёхдневных боёв, в Калинин вошли фашисты. Страшным воспоминанием для Вали на всю жизнь осталась картина разрушенного вражеской бомбой дома, в котором была замурована насмерть её лучшая подруга. Ещё почему-то запомнилось, как высокий берег Волги гитлеровцы залили водой, чтобы сделать его ледяным и неприступным.

Занятия в школе не проводились. Калининский хлопчатобумажный комбинат был разрушен, мать, бабушка и тётя, работавшие на нём, остались без средств к существованию. Спасало зерно из взорванного элеватора.

Оккупанты отменили советские законы. Действовала созданная фашистами «русская вспомогательная полиция», появились бургомистр, старшины районных управ, а также участковые и квартальные.

16 декабря 1941 года Калинин был освобождён. Запомнилось, что смелые красноармейцы, ворвавшиеся в город, оказались сибиряками. Могла ли она думать, что свяжет свою жизнь с Сибирью?!

В освобождённом городе по-прежнему было трудно прокормиться, и весной мать с дочкой поехали в Грузию на сбор цитрусовых. Работали на мандариновых и чайных плантациях. Раньше и вкуса-то мандаринов Валентина не знала, а тут разрешали есть сколько хочешь!

Рядом с временным посёлком сборщиков урожая разместился полк морской пехоты. Санинструктором в нём была девушка по имени Валентина. Тезки вскоре подружились. Санинструктор спасла от гангрены мать Вали Дьяконовой, сильно повредившей ногу, обрабатывая рану имевшейся в её распоряжении мазью Вишневского.

Общение с подругой подвигло Валю на решение пойти на фронт. Когда она сказала о нём матери, та молвила: «У нас в семье мужчин нет, а Родину надо защищать!»

13-летняя девчонка встретилась с командиром полка, но тот отверг её просьбу «записать в армию»: «Только через военкомат!» Валя подговорила ещё семерых подруг, и они направились пешком в ближайший город Махарадзе. Дьяконова, выглядевшая старше своих лет, заявила, что родилась не в 1928, а в 1925 году, а её документы сгорели во время бомбардировки железнодорожного эшелона.

Так она в один день стала старше сразу на три года. В её красноармейской книжке, хранящейся сейчас в Новоалтайском краеведческом музее, в графе «Год рождения» помечено: «1925-й».

Все девушки стали слушательницами краткосрочных курсов санитарных инструкторов. Через месяц после их окончания оказались в столице Грузии – городе Тбилиси. Но мечты о направлении на фронт снова не сбылись: девушек ещё полгода обучали шофёрским премудростям. Правда, учебных автомашин-«полуторок» оказалось мало, почти все они были на фронте. В итоге молоденькие водители не смогли наездить необходимое количество часов и получили удостоверение стажёра.

Валентину Дьяконову направили в 638-й зенитно-артиллерийский полк, находившийся около Тбилиси на доформировании… телефонисткой.

 

Пела и плясала свадьба...

До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному маю
В кирзачах стопудовых дошла.

Юлия Друнина

 

Телефонистка так телефонистка. Главное – помогать бить врага! В зенитно-артиллерийском полку было восемь батарей. Задача – прикрывать небо от вражеских самолётов. А задача телефонисток – осуществлять их связь с командованием полка, транслировать сведения о приближающихся целях, передавать команды. Зенитные части, как правило, не вступают в прямое противостояние с врагом, входят в уже освобождённые населённые пункты.

За всю войну Валентине ни разу не довелось стрелять по врагу. У неё даже не было винтовки. И в полку, в котором она служила, не погиб ни один воин. Но это нисколько не умаляет их вклад в Победу. Она ковалась не только атаками на переднем крае.

Главное правило для женщин на фронте – не отличаться от мужчин-однополчан. Этому учили молоденькую телефонистку её старшие подруги: бушлат, ватные штаны, галифе… Можно было носить форменные юбки и чулки, но и их фронтовички недолюбливали: они привлекали и без того излишнее мужское внимание.

В Тбилиси девушкам выдали сапоги 41-го размера. У Валентины Дьяконовой был 39-й, сапоги с двойными портянками, по крайней мере, не соскакивали с ног. А тем, у кого 36-й, каково?! Когда эти «гуси лапчатые» маршировали по Тбилиси, над ними ухохатывался весь город.

Только к концу войны на интендантских складах появились гимнастёрки и шинели с выточками, сшитые специально для защитниц Отечества. Однако стали страдать малорослые солдаты-мужчины, которым иногда выдавали это самое девчачье обмундирование, на смех однополчанам.

Конечно, чаще, чем мужчинам, девушкам приходилось дежурить на кухне и стирать горы грязного мужского белья.

В полку Валентина познакомилась с будущим мужем – Николаем Фишманом. Он – зенитчик, старший сержант и помкомвзвода – накануне был ранен, и Валя помогла выходить воина. Вместе прошли Белоруссию, Польшу. Когда остановились во Франкфурте-на-Одере, Николай неожиданно встретил отца, ставшего уже майором.

В одно из ночных дежурств Валентина приняла от вышестоящего командования странный приказ: «Открыть огонь боевыми! Всеми орудиями!» Недоумевающая телефонистка срочно разбудила командира дивизиона майора Захарова. И тут пришло долгожданное сообщение: «Победа!»

Так она первой в части узнала великую весть. Зенитчики – народ скорострельный – проснулись быстро. У кого что было в руках, тем и начали салютовать! Из винтовок, пистолетов, из зенитных пушек!

А 25 мая Валентина и Николай сыграли свадьбу. Как было девушке устоять перед красавцем с залихватскими усами?! Обещал прибыть на свадьбу отец Николая, но не смог. Хотели даже отложить торжество, спасибо, подружки отсоветовали: негоже свадьбу переносить – может вообще не состояться. Однополчане обнаружили неподалёку спиртзавод, нашли закуску – и запела-заплясала фронтовая свадьба на окраине Франкфурта-на-Одере.

К 16 годам Валентина успела окончить шесть классов, побывать в оккупации, два года повоевать и выйти замуж за человека, с которым прожила вместе 60 лет.

Калинин - Новоалтайск

Валентина демобилизовалась раньше Николая, возвратилась в Калинин. А мужа направили из армии доучиваться в металлургический институт на Украине, откуда его взяли на войну со второго курса. Но он приехал к жене, поступил в Калининский машиностроительный техникум. Окончил его с отличием, распределили на вагоностроительный завод в Чесноковку – ныне город Новоалтайск.

Туда же переехали родители Николая, скоро ставшие известными в Новоалтайске врачами. К тому времени у молодой четы был уже трёхлетний сын Саша, воспитывать которого помогали бабушка и дедушка. Но после окончания мединститута дочь Фишманов-старших была распределена… в город Калинин. Родители уехали вслед за ней, а Валентина, ждавшая второго ребёнка, уговорила свою маму переехать из Калинина в Новоалтайск. Вот такой состоялся обмен родителями.

Но на этом пересечение судеб не закончилось.

Вслед за бабушкой, отцом, матерью и тётей, работавшими на промышленном предприятии в городе Калинине, Валентина и Николай Фишман почти по 40 лет отдали Алтайскому вагоностроительному заводу. Она, совмещая работу с учёбой и воспитанием детей, окончила сначала вечернюю школу, потом – строительный техникум, а затем и институт. Диплом об окончании заочного финансово-экономического института в Барнауле чета Фишман получала одновременно.

По примеру родителей инженером, начальником цеха на Алтайском тракторном заводе много лет работал их сын Александр.

А дочь Ольга повторила судьбу дедушки и бабушки, став врачом. Только с шестого раза ей удалось поступить в медицинский вуз, чтобы всю жизнь помогать людям, как муж – полковник военно-медицинской службы. По их стопам пошла и дочь.

Два внука Валентины Васильевны стали военными. Об одном из них – Сергее Фишмане в нашей газете 23 июня 1999 года публиковался очерк под названием «Кавказский пленник». Лейтенант уроженец Рубцовска выпускник Новосибирского общевойскового училища попал в плен к боевикам, полгода провёл в чеченском плену и был счастливо вызволен из него. Сейчас он уже в отставке, живёт в Новосибирске.

Дед Валентины Васильевны был дьяконом в церкви. Недаром, видимо, и её девичья фамилия была Дьяконова. И что интересно: правнучка дьякона – Анна, окончившая Новосибирскую консерваторию и курсы церковных звонарей, теперь учит этому искусству других. Но в отличие от прадеда она невоцерковлённая, работает учителем музыки.

Внук Андрей – художник. Его дед по отцовской линии работал учителем рисования в школе.

Словом, фронтовики Валентина и Николай Фишман сумели передать детям, внукам и правнукам лучшие свои нравственные качества и таланты, прошедшие закалку в боях за Родину.

 

Набат памяти

Валентина Фишман и на 85-м году жизни сохранила удивительную живость ума, память и недюжинные организаторские способности.

Как-то, прочитав школьникам по памяти целую главу «Молодой гвардии» Александра Фадеева, она с радостью заметила, что ребята захотели сами прочесть этот роман. Но и огорчилась: замечательное произведение о подвиге краснодонских юношей и девушек вычеркнуто из школьной программы.

И стихи Валентина Васильевна может читать часами, как и петь. Вот уже 26 лет она участница народного коллектива Алтайского края – хора ветеранов войны и труда городского центра культуры. Когда-то в нем пело немало фронтовиков, сейчас – она одна.

Работала на вагоностроительном заводе, Валентина Васильевна была членом комитета ветеранов войны предприятия. Год назад стала председателем Новоалтайского городского комитета ветеранов войны.

В Новоалтайске сейчас около сотни фронтовиков. Большинство из них уже, к сожалению, не выходят из квартир. Поэтому председатель сама посещает их. Обязательно поздравляет с днём рождения, с государственными праздниками, фронтовыми, памятными датами.

Например, 20 апреля она гостила у Екатерины Дьяченко, отмечавшей день рождения. В годы войны Екатерина Фёдоровна вынесла 28 бойцов с поля боя вместе с оружием.

г. Новоалтайск.

Фоторепортаж