Что сказал бы Пушкин

ПОПОВА Тамара

Что сказал бы Пушкин

912

15:00, 06 сентября 2020г

1 сентября. Лазурно-золотой день был расцвечен еще и зеленым, и черным, и отчаянно розовым. Он побрякивал кольцами в ноздрях, переливался радугой свеженабитых татушек. Девочки шли в школу.  

Слепящей глаза детской красоты в первый день нового учебного года было излишне много. Настолько, что не только я, вероятно, многие дамы припомнили свою школьную пору. Наш завуч каждую старшеклассницу, заподозренную в употреблении косметики, подвергала жесткой экзекуции – тщательно терла глаза несчастной мокрым носовым платком. Меня оттирала наравне со всеми. Тот факт, что мои брови и ресницы нарисованы природой, в расчет не принимался. Словом, «синенькая юбочка, ленточка в косе».

Сейчас другое время. Мамы учат дочек пользоваться косметикой, и психологи давно уже успокоились по поводу боевого раскраса детей. Ясно ведь: подросток так мир на прочность проверяет, внимание привлекает. И внешние метаморфозы – пирсинг во все пузо – первый козырь.

Согласна с тем, что их интенсивность мало влияет на качество знаний. Крашеная Мальвина может стать блестящим математиком, а стандартный ребенок – остаться тихим троечником. 

Острое желание взрослеющего человека быть замеченным понятно. Беспокоит, что родители не объясняют разницы между стилем и кичем. Не рассказывают дочерям о скоротечности естественной девичьей красы. О правильном уходе за проблемной кожей. О том, что от кругов под глазами хорошо помогают правильное питание и отказ от гаджетов хотя бы на время ночного сна, все остальное дорисует юность.

Вспомнилось, что сказала однажды в Барнауле на открытии Шукшинского фестиваля режиссер Ренита Григорьева, соратница Шукшина. Она обратилась к барнаульским мамам, чьи дочки, выступавшие на площадке, были так безбожно накрашены. Говорила о нравственности русской женщины – ах, какое же оно немодное, это слово. О том, что ушла в небытие Берегиня, во всех испытаниях хранившая Россию. О трепетном отношении Василия Макаровича к женщинам. О посвященных ей стихах! 

Мы и сами не заметили, как свобода самовыражения обернулась паутиной вседозволенности для 13–15-летних девчонок. Вряд ли раскрашенная кукла вдохновила бы Шукшина, Пушкина, Есенина… 

Фоторепортаж