«Алтайская правда» узнала, как настоящий художник ловит в реке солнце, и не удочкой, а кисточкой

10:01, 03 октября 2014г, Культура 1772


1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра

Октябрь – золотник осени. Он превращает город в сокровищницу. Серый асфальт покрывается шуршащим золотым ковром. Дуновение ветра – и тебя уже осыпает конфетти из багровых, бронзовых, янтарных листьев.

Осень – удивительная палитра. Любуюсь и размышляю: жалко, что я – не художник, не могу и не умею передать всю красоту осенней природы. И тут встречаю известного живописца Анатолия Щетинина в центре Барнаула, буквально у крыльца его замечательной галереи на пр. Социалистическом. Слово за слово – и выясняю: Анатолий Прокопьевич как раз собирается на этюд. Причем не простой, а просветительский. Живописец говорит:

– Это может показаться дикостью, но сегодня многие художники, особенно молодые, избегают этюдов. А ведь этюд – это маленькое художественное приключение. Именно на природе при естественном свете, натуральных красках легче чувствовать пейзаж. Ты превращаешься в кладоискателя, чтобы найти такую эмоцию у неба, воды, леса или солнца, из которой потом родится картина. Молодежь часто поступает так: фотографирует природу (камеры сейчас у всех и на телефонах, и на планшетах), а потом по этим «шпаргалкам» пытается написать произведение. Доходит до анекдотов: «Один художник писал картины, и все удивлялись, почему все полотна в желтоватых тонах, а оказалось, у него в фотокамере настройки сбились…»

Поэтому я время от времени провожу для всех желающих мастер-классы по этюдной живописи. Чтобы художники не забывали, что это такое. Записывается много человек, но до места добираются единицы. Приглашаю и вас сегодня вечером ровно в 18.00, в поселок Затон у моста.

Еще раз повторю: я – не художник и кисточку последний раз держала в руках в школе в младших классах. Но Анатолий Щетинин с таким вдохновением рассказывал мне про этюд, что я решила пусть не попробовать, но хоть увидеть это чудо своими глазами.

В Затоне с нашим водителем мы немного заблудились и опоздали к назначенному сроку минут на десять. Но Анатолий Прокопьевич не мог нас ждать: «Мне нужно, пока не поздно, ловить у воды закат! Осенним вечером солнце такое красивое и такое быстрое». По телефону он давал указания, куда нам сворачивать, где объехать, что искать нужно баржи у воды, а сам уже раскладывал мольберт и писал-писал…

А мы плутали-плутали. В итоге бросили машину (на легковушке не везде проедешь) и пошли пешком к самому руслу Оби. Я даже представить не могла, что здесь, среди стареньких частных домиков, осень еще красивее, чем в городе на бульварах! У каждого забора нам кланяется багровая рябина, из оград выглядывают пожелтевшие яблони, шиповник, сливы. И даже у березок золотые листья кажутся невероятно крупными… А в Интернете пишут, что в деревне нечего рисовать, чтобы написать шедевр, нужно ехать в Париж. Этих писак пригласить бы к нам на Алтай, хотя бы в Затон…

У воды мы поняли, что свернули не туда. До этюда нам нужно идти еще километра два вдоль воды. Сначала мы злились на себя, а потом прониклись красотой. По небу поплыл сиреневый туман, вода каждую минуту меняла цвет: то отливала синевой, то зеленью. А вот последние секунды перед закатом – и Обь на мгновение становится золотой. Вот когда еще выдастся возможность это увидеть и погулять по обскому песку (простите и прощайте замшевые сапоги!)? А вот и силуэт живописца. Анатолий Прокопьевич с кисточкой мне напоминает волшебника. И это действительно маленькое чудо – этюд уже готов. На мольберте пейзаж, который мы только что наблюдали своими глазами: золотой лес, Обь и новый мост через Барнаул. Участники мастер-класса аплодируют. Щетинин нам рассказывает:

– Найти красивое место много значит для живописца. Здесь есть своя мистика. У меня бывали истории: я натыкался на место, потом сомневался, ходил-бродил и уже под самый закат вновь возвращался и писал. И после такого круга получались действительно стоящие картины. Это место я тоже долго присматривал, и выходит – не зря.

На мастер-класс попали (несколько человек не доехали) только две художницы. А записывалось больше десятка – это еще раз доказывает, что не рвутся люди на этюды. Хлопотно, холодно, да и комары мешают. Щетинин смеется:

– Комары – первые враги пейзажиста. Иногда чем интереснее вид, тем злее комар. Но стоит поймать вдохновение на этюде, как ты забываешь не только о назойливых насекомых. Приведу пример из жизни. Однажды я поехал на этюд в Монголию. И там сильно отравился их специфической пищей. Ей богу, думал – умираю. Но накануне я присмотрел место для этюда, еле живой пошел туда и попытался взять в руки кисть. И вот так мазок за мазком мне становилось легче и легче. Творчество – оно лечит! А творчество в союзе с природой – вдвойне. Когда этюд был готов, я сам не поверил, но был почти здоров. И самое главное, пейзаж получился удивительным. Сегодня вы можете увидеть эту картину на моей выставке. На ней читаются закат в горах Монголии и невидимое возрождение художника.

Полные вдохновения, мы все отправились по домам, на обратной дороге встретили еще одну заблудившуюся художницу. Михаил Прокопьевич на этот счет говорит:

– Когда блуждает художник – не страшно. Он может найти такие сокровища, главное – не сидеть в четырех стенах, а любить природу, почаще с ней общаться, и тогда она откроет свои тайны.

P.S.
Этот год для живописца, члена Союза художников России Анатолия Щетинина особый – юбилейный. В художественной галерее Щетининых сейчас проходит большая выставка его картин. Удивительные пейзажи, полные солнца, света и любви к природе. Мы тоже туда заглянем, а вдруг уже готов наш «совместный» этюд?

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Новости партнеров
Фоторепортаж