Как прошла на Алтае первая выставка после снижения ограничений

19:00, 09 июля 2020г, Культура 1199


1
1
1
1
1
1
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра

Фото Евгений НАЛИМОВ

В конце прошлой недели в Барнауле открылась первая краевая выставка после частичной отмены ограничений.

Экспозиция в Выставочном зале музея «Город» посвящена 75-летию Великой Победы и должна была открыться еще 7 мая, но художники рады и тому, что ее в нынешних условиях в принципе удалось провести. Участники (порядка ста человек со всего края) представили более 200 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, а также плакаты. Торжественного открытия по понятным причинам не проводили, но многие авторы и их друзья пришли увидеть друг друга после большого перерыва и оценить получившуюся экспозицию.

Привлечь всех

А получилась она разношерстной, несмотря на четко обозначенную тему, и тому есть простое объяснение: в зале представлены далеко не только свежие работы членов краевой организации Союза художников России на военную тему, написанные специально к дате.

– Союз художников хотел привлечь к участию всех заинтересованных людей. Мы обратились в Новоалтайское художественное училище, и нам предоставили лучшие дипломные работы студентов прошлых лет, – говорит председатель правления краевой организации СХР Дмитрий Петренко. – Кроме того, здесь можно видеть восемь работ победителей конкурса плаката, который проводил Институт архитектуры и дизайна АлтГТУ, а к нему присоединились студенты института культуры. А самая драгоценная часть экспозиции – произведения наших ветеранов, за которыми мы обращались к их родственникам.

К работам самодеятельных авторов, не являющихся членами союза, по словам Петренко, во время отбора подходили особенно строго. В зале их все равно много, и некоторым опрошенным нами зрителям показалось, что они несколько размывают общий (достаточно высокий) уровень экспозиции. Однако привлечение этих авторов к участию – давняя и осознанная практика местного Союза художников.

А меньше всего вопросов к правой части зала, в которой собраны произведения фронтовиков и художников, заставших войну подростками и тяжело работавших в тылу. Многие из них в послевоенные годы получили образцовое академическое образование, и эта выставка дает возможность полюбоваться хорошей живописной и графической школой – работами Глеба Белышева, Михаила Викулина, Виктора Зотеева, Михаила Будкеева, Майи Ковешниковой, Федора Филонова, Алексея Югаткина, Альфреда Фризена.

«Тема идёт от души»

Есть ощущение, что современные авторы в теме войны  апеллируют к давно сложившейся образной системе. Выбиваются из этого ряда в основном те художники, которые выбиваются всегда: Лариса Пастушкова, Евгений Скурихин, Петр Кудинов, Егор Бралгин и другие, – знатоки местного искусства без труда продолжат этот список.

Керамист и график Евгений Скурихин представил неожиданную работу «Радуга-война», обыгрывающую георгиевскую ленту. «Под этой работой есть еще три других, – признался нам художник. – Мне долго не нравилось то, что я делал, и вдруг как-то стихийно пришла такая символичная тема. Я старался ее потактичнее преподнести. Все подходят к ней по-разному, и слава богу, что она еще трогает даже молодых художников. Я не думаю, что это какой-то идеологический марафон, в большей степени это идет от души, от памяти, в том числе переходящей…

В своем нежном, изящном графическом стиле подошла к теме Инга Бутина:

– Есть такой сериал «Пять минут тишины», и я отталкивалась от идеи короткого перерыва в военных действиях, когда у человека оставались какие-то пять минут, чтобы насладиться жизнью. А верхняя часть – это вообще детская книжная графика, очень интересная для меня тема. Моей любимой детской книжкой была «Партизанка Лара» – там описываются белорусские места. А дети в той войне сыграли огромную роль! И тоже, несмотря на пережитые ужасы, вспоминали потом маленькие крохи детства и счастья.

Что объединяет

Давно замечено, что портреты коллег-художников почти всегда получаются удачными, особенно если автора и модель связывает долгая дружба. Свежий пример – «Портрет народного художника, ветерана войны М.Я. Будкеева» Владимира Максименко. На этом полотне известный живописец, ушедший из жизни в конце 2019 года, вписан в свой собственный узнаваемый пейзаж. «Кто хочет, пусть думает, что он гуляет по старому Барнаулу, а кто знает, что у него есть такая работа, поймет, что он изображен на фоне собственной картины», – улыбается Максименко.

Художник сделал эскиз еще прошлой весной, но показать его Будкееву не успел.

– Мы с Михаилом Яковлевичем много лет дружили, он мне давал рекомендацию на вступление в союз. Будучи соседями по мастерской, часто ходили друг к другу в гости, а после выставок я иногда помогал таскать его тяжелючие работы на шестой этаж... Это был жизнерадостный, очень творческий и интересный человек. И это, на мой взгляд, одна из самых удачных моих работ,  может быть, самая.

– Когда был выставком (отбор работ. – Прим. ред.), мы встретились, как будто перерыв был дольше, чем три месяца, – говорит Дмитрий Петренко. – Все соскучились друг по другу, по выставкам, просто по той атмосфере, когда мы собираемся, чтобы перекинуться парой слов и увидеть работы коллег. В этом есть нечто, что объединяет нашу организацию.

Фоторепортаж