В Барнауле открылась выставка бийского графика с уникальной манерой «Здравствуйте, соседи!»

17:17, 06 апреля 2023г, Культура 854


В Барнауле открылась выставка бийского графика с уникальной манерой «Здравствуйте, соседи!» Фото №1

Фото Андрей КАСПРИШИН

6 апреля Барнауле в Художественном музее открылась выставка «Здравствуйте, соседи!» Виктора Хвостенко – бийского графика с уникальной манерой.

Его выразительные работы часто можно увидеть (и мгновенно узнать) на больших краевых экспозициях, но в главном музее Виктор Михайлович выставляется впервые в свой юбилейный год: 18 февраля художнику исполнилось 75 лет. Вниманию зрителей будут представлены важнейшая для художника детская тема, а также иллюстрации к рассказам Шукшина и произведениям Достоевского. Кстати, для «Алтайской правды» Виктор Михайлович тоже не чужой человек: в свое время его супруга Людмила Хвостенко была собкором по Бийску, а он для газеты делал рисунки.

Наброски с детской площадки

«Первое, что меня поразило в нем, – невероятная энергия, – говорит куратор выставки, главный научный сотрудник ГХМАК Оксана Сидорова. – Он на свой шестой этаж просто взлетает, я за ним бежала. И в общении он очень молодой человек, хотя выставка посвящена серьезному юбилею».

После 9 класса Виктор Хвостенко окончил худграф Бийского педучилища. Преподавать тогда не планировал, но в итоге многие годы проработал учителем и директором в художественной школе и школе искусств. Именно во время учебы родилась главная для него детская тема – вместе с собственным сыном. «С ним надо было гулять, помогать жене. Одновременно думал над темой диплома, – вспоминает художник. – Моя предприимчивая жена быстро нашла выход: вложила мне в руки флакон с тушью, в коляску к сыну – несколько листов бумаги, ученическую ручку с перышком. И со словами «без десяти набросков не возвращайся» открыла передо мной дверь».

На детской площадке и рождались милые остроумные наброски, которые уже в мастерской становились законченными работами. Сын вырос – пошли внуки, которые тоже подкидывали пищу для наблюдений. А название нынешней персональной выставки художнику подарил пятилетний правнук Роман.

– В детях все интересно: мимика, движение, хочется передать эту непосредственность и сделать это с юмором, чтобы интересно было и мне самому, и зрителю.

Среди именитых сатириков

Узнаваемый стиль художник, по собственному признанию, специально искал: «Хочется быть непохожим на других, чем-то отличаться», – обозначает он профессиональное кредо. И добавляет, что не показывает работы, которые, по его мнению, кто-то другой мог бы сделать лучше.

– Я два раза был в знаменитом Доме творчества «Челюскинская» с известнейшими художниками-юмористами и сатириками, нас было всего человек 40 со всей страны, – рассказывает Хвостенко. – Сейчас их уже не помнят – главного художника журнала «Крокодил» Евгения Шукаева, Жозефа Ефимовского из Ленинграда, Виктора Чижикова, придумавшего Олимпийского Мишку. В Доме творчества каждый рисует, потом показываем свои работы, смотрим чужие, общаемся. Вот я наблюдал за другими художниками и вырабатывал свою манеру.

Кстати, участием во Всесоюзной выставке дело тогда не ограничилось: в 1980-е Виктор Михайлович единственный из алтайских художников несколько раз публиковался в журнале «Крокодил», а потом еще в украинском «Перце» и татарском «Чаяне». Сожалеет, что тех выпусков не сохранил – тогда казалось, что эти журналы будут существовать всегда.

На Алтае учителями для молодого графика стали Юрий Кабанов и Владислав Туманов, которые заметили его в 1974 году на барнаульской выставке. Детская тема им была близка, как и книжная иллюстрация, и на протяжении всей творческой жизни их мнения были для Хвостенко особенно важны.

Цельное впечатление

Последние два года принесли художнику значимые награды: в 2022-м ему присудили национальную премию имени Эдуарда Володина в номинации «Изобразительное искусство» за серию иллюстраций к произведениям русских писателей. Чествование состоялось в Москве в Союзе писателей России, где открылась и персональная выставка. А в 2023-м Виктору Михайловичу вручили премию Демидовского фонда.

– Знаете, сначала стремишься к чему-то, переживаешь, а когда добился, то считаешь, что так оно и должно быть, – со смехом отвечает художник на вопрос о достижениях. – С другой стороны, это как-то бодрит и заставляет не останавливаться.

«Как всякий думающий художник, в своих работах Виктор Михайлович разный, – говорит куратор Оксана Сидорова. – Смотрите, в иллюстрациях к Достоевскому он идет от пятна, стилуэтности, а в шукшинской серии работает с линией, штриховкой, набрызгом. В них даже движение совершенно другое. И тем не менее выставка создает очень цельное впечатление».

Кстати, для студентов-художников, которые придут на вернисаж, Хвостенко разыграет четыре небольших рисунка. И, возможно, даже проведет мастер-класс по рисованию.

Фоторепортаж