Чему сегодня важно на­учить педагогов

18:00, 07 октября 2017г, Образование 2358


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Накануне Дня учителя мы поговорили с ректором Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования Максимом Костенко о том, чему сегодня важно на­учить педагогов.

Игра и другие вызовы

– Максим Александрович, складывается ощущение, что требования к школьным учителям постоянно растут.

– И растут, и просто меняются. Но учитель ведь всегда был проводником важных изменений, которые происходили в обществе: научно-технических, социальных, методических. Сколько мы себя помним, и формы, и содержание преподавания постоянно меняются. Когда-то в первый класс шли в семь лет, потом в шесть. Учились по одиннадцать лет и по десять. Начальную школу оканчивали за три года и за четыре. Астрономии не было в школе, а теперь снова есть…

В декабре 2015 года на заседании Госсовета по вопросам совершенствования общего образования президент Владимир Путин сказал, что необходимо создать такую систему, чтобы школьники получали от учителя информацию, соответствующую самым передовым достижениям науки и практики. Эта система должна отвечать и новым технологиям обучения. А где сегодня наше подрастающее поколение? В интернет-пространстве, хотим мы этого или нет.

С этим, кстати, связана еще одна проблема: дети в Интернете с раннего возраста и потому они, условно говоря, недоигрывают. Для ребенка с трех до 12 – 14 лет игра – главный способ постижения реальности и формирования новых навыков. Но сегодня дети играют не во дворе, а в компьютере, общаются в социальных сетях. И момент, когда игра становится ведущей деятельностью, сегодня как бы запаздывает.

Для нас это пока новый вызов, но в некоторых странах уже сегодня на педагогических факультетах университетов есть позиции «профессоров игры», которые обучают будущих педагогов игротехнологиям. Чтобы затем учителя помогали ребятам освоить содержание уроков в игровой форме.

– В будущем этими техниками должен будет владеть любой учитель-предметник?

– Да. Точно так же когда-то получилось с информационно-коммуникационными технологиями: пришли компьютеры, их нужно было осваивать не только учителям информатики, но и всем остальным педагогам.

– Но научиться всему необходимому раз и навсегда невозможно.

– Это и здорово! Сегодня в учительской профессии остаются люди динамичные, гибкие, стремящиеся к постижению нового.

«Перевёрнутый класс»

– Еще одна относительно новая тема – инклюзивное образование, когда ребята с ограниченными возможностями здоровья приходят в обыкновенные школы и классы, – говорит Максим Костенко. – И теперь любой учитель должен стать еще и психологом-практиком. Как интегрировать ребенка с ОВЗ в среду здоровых детей? А как здоровых детей подготовить к восприятию этого ребенка? А как осваивать образовательную программу и достигать результатов в одном темпе? В последние два года две тысячи учителей начальных классов учились у нас работе с детьми с особенностями здоровья.

В связи с этим АКИПКРО заключил соглашение о сотрудничестве с Институтом коррекционной педагогики Российской академии образования и открывает проблемную лабораторию. Кстати, Лев Семенович Выготский, один из основателей института и вообще этого направления работы с нетипичными детьми, говорил, что ребенок может быть разным, а мы, взрослые, должны быть готовы к этому. Сейчас учение Выготского – так называемый системно-деятельностный подход – в основе новых образовательных стандартов. главное теперь не напичкать ребенка знаниями. Можно что-то не знать, важно уметь найти полезную информацию. Так что сегодня Выготский очень популярен не только у нас, но и за границей, особенно его любят в Японии.

– Недавно АКИПКРО представил учебные пособия по нескольким предметам, в том числе по астрономии.

– Наши новые пособия по истории, ботанике, литературе и астрономии снабжены элементами дополненной реальности, чтобы повысить мотивацию ребенка и проводить гражданско-патриотическое воспитание в увлекательной форме. Допустим, в учебнике рассказывается, как в Рубцовске во время войны сошел с конвейера первый трактор. Мы наводим на специальный значок на странице самый обычный смартфон – и на его экране едет этот трактор. А в пособии по астрономии для 7 – 9 классов есть параграф «Алтай и космос», и если ребенок наведет на него телефон, зазвучит песня «Притяженье Земли». Почему? А потому, что слова написал Рождественский, наш земляк.

Кроме того, при подготовке этих пособий мы начали использовать технологию «Перевернутый класс». сегодня мы активно привлекаем к созданию учебников и самих ребят. Так, старшеклассник из 42-й гимназии Арсений Владимиров написал астрономические сказки про планеты и их взаимодействие. Эти учебники уже завоевали Большую золотую медаль на выставке образовательных организаций, оборудования и литературы «УчСиб», в которой участвуют Сибирский и Дальневосточный федеральные округа.

Педагог, ведущий за собой

– В институте открыли скульптуру «Народному просветителю Алтая» и аудиторию имени Адриана Топорова. А в современной школе есть место просветительству?

– Абсолютно точно есть. Просветитель – это педагог, ведущий за собой. Это и знание предмета, и умение увлечь им, но еще и огромный социокультурный феномен влияния на ребенка. Вы наверняка знаете о губернаторской премии им. С.П. Титова, ей десять лет. Ее лауреаты в основном уже ветераны, но они все еще работают на общественных началах. И когда они собираются здесь, очевидно, что это люди с потрясающей энергией.

Кстати, скульптор Михаил Кульгачев, который нам передал скульптурную композицию, посвященную просветителям, рассказывал, как задумал ее. Он родился в Ростовской области, и в юности у него был педагог, который привил страсть к лепке, скульптуре. И даже помог подготовиться к поступлению в Строгановское училище. Молодой скульптор, отучившись в Москве, приехал домой и предложил ему денег за эту помощь. Но его учитель ответил: «Лучше найди в своей жизни двух людей и сделай как я. Больше мне ничего не надо». Вот этому просветителю и посвящена эта скульптура.

– В чем смысл именных аудиторий?

– Мы в АКИПКРО считаем, что историческая память в профессии не должна быть прервана, и особенно это важно для молодых. Например, среди полусотни наших проектов есть «Университет молодого педагога». Он сетевой, участвуют также оба краевых педагогических вуза, колледжи. направлен он на формирование приверженности профессии. Потому что, столкнувшись с первыми трудностями в школе, особенно если она еще и в сельской местности, некоторые педагоги уходят.

Теперь молодые учителя выходят на работу в сентябре, а уже в октябре мы их собираем на первый семинар и рассказываем, что «корнями дерево сильно». Что они не одни, даже если им пока одиноко на новой работе. Что у них есть наставник, коллектив. А за коллективом еще столько ярких передовых личностей, которые жили в очень трудные времена! Что, Адриан Топоров жил в легкое время или Степан Титов? Или Руфина Овсиевская, ученики которой вспоминали, что впервые от нее услышали про Цветаеву и Пастернака еще тогда, когда говорить об этом нужно было осторожно?

Знаете, когда мы устанавливали скульптуру просветителя, даже не думали, что вызовем такой интерес, а нас поддержали меценаты и мы ни копейки не потратили из бюджета. Мы рады, что наши проекты нужны сообществу.

Фоторепортаж