Что для саратовцев хорошо, то наши не хотят

10:27, 13 февраля 2022г, Экономика 1302


Что для саратовцев хорошо, то наши не хотят Фото №1

За прошлый год барнаульский завод «АЛТАЙЛЕСМАШ» произвел и продал в европейскую часть России больше десятка сельскохозяйственных тракторов. Но алтайские аграрии к этой технике  относятся настороженно. Мы разбирались, почему. 

Малой кровью

Посетив  «АЛТАЙЛЕСМАШ», я удивился, что на предприятии производят гусеничный трактор, на котором можно пахать и использовать как бульдозер. Еще остался в памяти Алтайский тракторный завод, который разработал, как говорят эксперты, хорошую сельскохозяйственную машину Т-250, но не нашел ей сбыта и погиб. А тут небольшое предприятие по производству трелевочной техники смогло решить эту задачу.    

«Мы не утверждаем, что наш трактор лучше, чем Т-250, – уточняет технический директор «АЛТАЙЛЕСМАШа» Андрей Хижин. – Правильнее будет сказать: мы создали машину сельскохозяйственного направления, применив к ней те же агрегаты, что использовали для производства наших серийных машин. Краевое правительство попросило нас изготовить  трактор сельскохозяйственного направления. Соответственно, перед нами встала задача выпустить его малой кровью».  

Замечания

Работа началась пять лет назад, но не сразу дала нужный результат. 

Директор Алтайской машиноиспытательной станции Андрей Бодрызлов вспомнил, что года четыре назад «АЛТАЙЛЕСМАШ» предложил МИС провести приемочные испытания двух моделей сельскохозяйственных тракторов, в ходе которых были выявлены определенные недостатки. 

«Мы проверяли работу трактора 4-го тягового усилия, – вспомнил руководитель МИС. – Он недалеко ушел от Т-4, у которого была повышенная вибрация и шум в кабине. Трактор «АЛТАЙЛЕСМАШа» во время сельскохозяйственных работ чрезмерно грелся, потому что двигатель был закрыт глухим капотом. Навеска поднимала сельскохозяйственное орудие всего на 10 сантиметров, и на любом развороте оно цеплялось за почву.  

На Дне сибирского поля в минувшем году я видел их трактор. Внешне мне показалось, что наши замечания по навеске устранили, но, чтобы говорить об этом определенно, надо провести испытания».

Работа над ошибками

В Алтайском крае сельскохозяйственный трактор ТЛС-5 производства «АЛТАЙЛЕСМАШа» не покупают. Завод выставляет их последние два года на Дне сибирского поля, но интерес к машине проявили только двое. Один руководитель хозяйства из Белово Ребрихинского района взял трактор на опытную эксплуатацию. Месяц машина поработала, но не понравилась большим расходом топлива.

Андрей Хижин говорит, что первоначально машина имела малое тяговое усилие. Но после проведенных на Алтайской  МИС испытаний выявленные замечания были устранены. У более легкой модели усилие на крюке выросло до 4 тонн, а у тяжелой – до 6 тонн. 

Трактор получил навеску почти такую же, как у «Кировца», увеличена циркуляция воздуха возле двигателя, чтобы он не перегревался, в кабине установлен кондиционер. Кроме того, Саратовский аграрный университет разработал для алтайского трактора систему мониторинга, которая контролирует работу агрегатов, расход топлива, местоположение и другое.

«В начале прошлого года трактор прошел испытания в МИС города Чехова Московской области по ряду параметров», – рассказал технический директор.  

За прошлый год было продано больше десятка алтайских сельхозтракторов в Волгоградскую и Саратовскую области.

Андрей Хижин так объясняет географию поставок: «В Саратовском агроуниверситете есть ученый, специалист по гусеничным машинам. И когда он ознакомился на выставке в Саратове с нашим трактором, то заинтересовался им. В связи с тем, что этот человек достаточно авторитетный в своей области, то к его советам прислушиваются бывшие выпускники, которые руководят сельхозпредприятиями. А он рекомендует в том числе и барнаульский трактор».  

Двигатели 

На эту гусеничную машину устанавливают двигатель либо Алтайского моторного завода Д-461,  либо Ярославского моторного ЯМЗ-238. Но саратовские и волгоградские аграрии предпочитают покупать трактора с ярославскими движками, ориентируясь на ремонтопригодность, так как имеют на них запчасти. АМЗ же давно потерял рынок западной части России, считает Андрей Хижин. «Однако кто понимает в двигателях, покупает алтайский, так как он хоть и менее мощный, но выдает больший крутящий момент на низких оборотах, что важнее для сельскохозяйственной техники, – замечает технический директор. –  К тому же у него хорошая полка крутящего момента, обеспечивающая   «эластичность» движения.  АМЗ использует немецкий блок, у двигателя улучшено теплоотделение, модернизирована топливная система. За счет этого повысилась надежность силовой установки».   

Андрей  Бодрызлов тоже хорошо отзывается о продукции АМЗ: «Лучше конструкции двигателя я не видел. Он самый экономичный. Но порой страдает качество сборки. Когда пять лет назад планировалась локализация сборки «Кировцев» на Алтае, то их комплектовали двигателем АМЗ. И это была сказка. Однако в конечном итоге он заклинил от перегрева. Причина в том, что АМЗ и Питерский тракторный завод не смогли найти консенсус в компоновке системы охлаждения». 

Нужен гусеничный 

В этом месяце на «АЛТАЙЛЕСМАШе» изготовят три сельскохозяйственных трактора. Один заказ уже есть на март для предприятия из Саратовской области. А местные аграрии по-прежнему не проявляют интереса.  

«Алтайским крестьянам нужен гусеничный трактор, – уверен Андрей Бодрызлов, –  поскольку у него на порядок ниже давление на почву. Им хорошо и пахать, и всходы боронить, и по грязи тянуть. Даже маломощный ДТ-75 легко вытянет застрявший в осенней распутице КамАЗ, а колесный «Кировец» с этим не справится, потому что у него нет надежного сцепления с почвой». 

Цифра

6 млн рублей стоит сельскохозяйственный трактор «Барнаулец» 

Новости партнеров
Фоторепортаж