Что общего у сиропа от кашля с пассажирским автобусом? Ответ на этот вопрос знают жители алтайского села

19:05, 17 декабря 2021г, Транспорт 1320


Что общего у сиропа от кашля с пассажирским автобусом? Ответ на этот вопрос знают жители алтайского села Фото №1
Что общего у сиропа от кашля с пассажирским автобусом? Ответ на этот вопрос знают жители алтайского села Фото №2
Что общего у сиропа от кашля с пассажирским автобусом? Ответ на этот вопрос знают жители алтайского села Миниатюра №3
Что общего у сиропа от кашля с пассажирским автобусом? Ответ на этот вопрос знают жители алтайского села Миниатюра №3

Фото Евгений НАЛИМОВ

У села Старый Тогул нет своей аптеки, нет автобусного сообщения с райцентром. Поэтому за лекарством для заболевшего ребенка тем, у кого нет своего авто, до соседнего Тогула приходится добираться на такси. Так препарат ценой 300 рублей дорожает для них в полтора раза.

Есть «шкафчик»

Население Старого Тогула – чуть более тысячи человек с младенцами и стариками. Село «пригородное», всего 7 километров до административного центра Тогула, где сконцентрированы социальные учреждения, куда чаще всего и ездят сельчане, – банк, Пенсионный фонд, те же аптеки. Назвать старотогульцев брошенными язык не повернется, конечно. Есть здесь дороги, магазины, возможность работать в райцентре, благо рукой подать, и построенный год назад ФАП. А вот аптечного пункта нет.

Новый ФАП – гордость села. От процедурной до санузлов есть здесь все необходимое. И главная, пожалуй, ценность – свой фельдшер Татьяна Быкова, полвека отработавшая здесь с того дня, как приехала в Старый Тогул выпускницей Барнаульского медучилища. Прикрепленное к пункту население – 184 ребенка, тысяча взрослых да люди, что едут сюда на прием или процедуры из других сел, из тех, где нет своего медработника (на пять ФАПов в районе три фельдшера). 

Татьяна Николаевна рассказала, что это здание на улице Целинной возвели очень быстро. На месте старого, в одной половине которого располагался ФАП, а в другой – аптечный пункт. Новый открыли уже без аптеки.

Для 50 льготников Старого Тогула, по словам главврача Тогульской ЦРБ Дмитрия Кречетова, проблем не возникло. Жизненно необходимые препараты, выписанные по электронным рецептам, им привозят из ЦРБ. Схема обкатана, больным не нужно самим каждый раз ездить в райцентр.

А как живется сельчанам, льгот не получающим? Тем, которым за пилюлями и микстурами приходится мотаться в Тогул на такси? Сложнее, подтвердил Дмитрий Александрович. В старотогульском ФАПе есть «шкафчик» с минимальным набором препаратов, переданных на реализацию аптекой ЦРБ. Люди знают, что здесь, не выезжая в райцентр, можно купить спазган или парацетамол, к примеру. Однако назначения врача всегда выходят за рамки этого минимума. 

Людям обидно

В этой точке и связывают жители Старого Тогула две проблемы в одну.

– Два года мы уже без автобуса. Обделили нас, говорят, нерентабелен, хотя из других-то сел рейсы в райцентр ходят, – обижается пенсионер Виктор Масютин. – Всю жизнь мы работали, не думая, что в старости заставят нас выбирать: пехом вдоль трассы по снегу 7 километров или на такси. На пенсию особо в райцентр-то не наездишься. Посчитайте: 100 рублей – туда, 100 – обратно, если попросишь подождать, еще 50 таксист возьмет. 

– Часто ездите в Тогул?

– Нечасто. Нет возможности. Слава богу, мы с женой Раисой Фёдоровной еще на своих ногах, но здоровье подводит – не молодеем же. Вот и запасаемся впрок всем, чем можем, когда выбираемся в райцентр.

Нет своего авто и у Татьяны Шумариной. Она мама двух пацанов-подростков. Если один с температурой свалился, то и другой следом.

– Понимаете, село разделилось. Тем, у кого машины есть, автобус и впрямь ни к чему. А как быть таким, как я? Если дети заболевают, им полный набор лекарств нужен – от кашля, насморка, температуры. Здесь все это не купить. Вот и катаюсь на такси, деваться некуда, – сетует Татьяна Владимировна. – Чтобы с работы не отпрашиваться, успеваю смотаться рано утром, до начала рабочего дня. Или уже вечером, а это время повышенного спроса – в оба конца 300 рублей вынь да положь. Лекарства покупаю на двоих, средний аптечный чек редко меньше тысячи выходит. И прибавьте еще 300 рублей «за доставку». Обидно, что нам все дороже достается, как будто в Старом Тогуле богачи живут. Пока нам власть про рентабельность рассказывает, половина зарплаты уходит на транспортные расходы. И не только у меня – 
у всех «безлошадных». 

Будет ли «кворум»?

Люди помнят, как удобно жили, когда ходил автобус, – два года всего прошло! Курсировал четыре раза в день с интервалом в два часа, стоимость проезда – 25 рублей. Утром легко добирались до места работающие в Тогуле и те, кому в ЦРБ с утра нужно было. Сейчас пуста автобусная остановка, никто не спрашивает, когда следующий. 

Глава Старотогульского сельсовета Ирина Каратаева считает: в том, что автобусное сообщение прекратилось, есть вина и самих жителей села. 

– Вот собрались люди на остановке, а ждать автобуса не хочется или дождик пошел. Они скидываются втроем-вчетвером и едут на такси. В складчину получается как цена проезда на автобусе, но таксист ведь еще и прямо до места доставит. Конечно, удобно. А водители автобуса воздух возили, да еще и время простоя – ожидания обратного рейса учтите, вот вам и рентабельность, – проблема, о которой говорит Ирина Владимировна, не нова, конечно. Вот только это две разные вещи – такси в складчину, когда набирается «кворум» пассажиров, и такси как единственная возможность уехать в райцентр.

– Такое ощущение, что наши народные избранники издают законы только для городов, максимум для райцентров, не учитывая особенностей сел, таких как наше, – размышляет Каратаева. – Из трудоспособных жителей кто-то работает на местном агропредприятии «Труд», около 50 человек трудятся в Тогуле, остальные на вахты ездят. Найти перевозчика – не проблема. Но как соблюсти все ужесточенные требования в сфере пассажироперевозок? Налоги, расходы на медосмотры, навигаторы и тахографы, содержание теплого гаража, зарплата водителя. Их или в размер стоимости билетов закладывать, или компенсировать из бюджета... У многих сейчас свои авто, а пять пассажиров себестоимости рейса автобуса не окупят. Жителям Старого Тогула скорее подошел бы микроавтобус.

Есть мнения

Свое видение организации аптечного пункта представил главврач Тогульской ЦРБ Дмитрий Кречетов:

– У тех, кто работает или учится в Тогуле, проблем нет. Там помимо аптеки ЦРБ есть еще и три частные. Аптечный пункт здесь, на ФАПе,  безусловно, нужен пенсионерам прежде всего. Им сложно ездить специально за лекарствами в райцентр. Но вмиг его не откроешь, дело это громоздкое, даже если не брать в расчет новые требования электронной маркировки препаратов. Есть у нас компьютеры и смартфоны для работы в новой системе, и скоро, как только будут оформлены документы реорганизуемого сейчас краевого предприятия «Аптеки Алтая», на базе Тогульской ЦРБ заработает его филиал. Он сможет отпускать ФАПам лекарства по заявкам, а средства от реализации будут возвращаться в больничную бухгалтерию. Сама по себе система упрощенная. Проблема – кадровая в первую очередь. Кто освоит цифровые технологии, если у нас один провизор пенсионного возраста и один бухгалтер на полставки? А во-вторых, рентабельность. Пункту в таком, как Старый Тогул, селе не окупить расходов на организацию торговли лекарствами. Это ведь и налог на торговые площади, и приобретение холодильного оборудования, и установка кассовых аппаратов, как того требует закон. В будущем частники могут запустить по селам передвижную аптеку, а уже в ближайшем квартале здесь, в Старом Тогуле, думаю, сможем открыть аптечный киоск.

Глава администрации Тогульского района Владимир Басалаев:

– Автобусное сообщение сел с райцентром налажено. Был перевозчик и на проблемном маршруте Старый Тогул – Тогул. Работал на безвозмездно переданном ему муниципалитетом автобусе, оборудованном всем необходимым, но ушел. Вопрос, который поднимают сельчане, в новом году решится. Сейчас мы подготовили два автобуса для передачи муниципальному предприятию «Коммунальщик», оформляем лицензию и уже нашли водителей на две линии, одна из которых – Старый Тогул – Тогул. Мы понимаем, что маршрут этот сугубо социальный, нужный пенсионерам и людям, работающим в райцентре. И потому при формировании районного бюджета 2022 года часть средств решено направить на компенсацию убытков предприятия.

Фоторепортаж
Блоги