Дело на миллион: Пивовары страны провели совещание на Алтае

11:30, 30 июня 2015г, Экономика 1063


20 июня в рамках Международного фестиваля напитков «АлтайФест» в Белокурихе состоялось совещание предприятий пивоваренной отрасли страны. Вот что рассказал «АП» об этом событии исполнительный директор Объединения участников пивобезалкогольного рынка Камаль Лебедев.

– C 2008 года показатели нашего рынка неуклонно снижаются, за это время объемы производства пива в России упали примерно на четверть. При этом структура производителей заметно изменилась. Если раньше преобладали крупные федеральные компании обычно с иностранным владением, то сегодня их доля уменьшилась до 75%. Эту нишу заняли российские заводы.

Общее падение рынка связано с ростом акцизов, с введением государственного регулирования и ужесточением требований к производителям пива. Например, запрещена продажа в нестационарных торговых точках. Магазин или бар должен отстоять от детского, лечебного, спортивного учреждений на определенном расстоянии. Это тоже снижает количество мест, где человек может пообщаться, соприкоснуться с этим напитком. И страдает культура потребления.

Вот мы находимся на фестивале напитков. Вы видите, какое-то напряжение между людьми, хамство? Нет. Всюду царит веселое настроение.

– Какие пути решения вы предлагаете правительству, чтобы вывести отрасль из кризиса?

– Это мы с вами считаем, что падение рынка на 25% – это кризис, а правительство так не думает. К тому же оно неоднородно, в нем есть разные группы влияния. И когда вице-премьер Хлопонин обсуждает запрет розлива пива в ПЭТ-бутылки, то четко видно влияние производителей алюминиевой тары. И когда снижается потребление пива, то повышаются продажи крепкого алкоголя.

Мне кажется, последний аргумент весьма убедителен. И правительство его начинает воспринимать. Не случайно сейчас рассматривается возврат пива в какой-нибудь тип нестационарных объектов. Может, не в ларьки, но в приличные павильоны. Обсуждается возврат рекламы этого напитка в телетрансляции спортивных мероприятий. То есть мы видим подвижки в позитивную сторону. Но одновременно на рынок пива вводится система ЕГАИС (автоматизированная система государственного контроля за объемом производства и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. – Ред.).

Я понимаю, что государство хочет жестко контролировать движение спиртосодержащей продукции. Но внедрение ЕГАИС – тяжелая нагрузка для производителей, оптовиков и розницы.

– О ней представители отрасли говорили на совещании в Белокурихе?

– Да. У производителей ЕГАИС должна начать работать, скорее всего, с 1 ноября, у оптовиков – с 1 января, у розницы – в 2016-2017 годах. Нравится нам или нет новый закон, но его необходимо исполнять. Мы говорили, как сделать так, чтобы все участники рынка начали подчиняться закону, но при этом не потеряли работоспособность, не закрылись. Мы обсудили разные механизмы, но работа предстоит большая. У всех разные мнения, ресурсы и возможности. Нам придется совместно решать эту проблему.

– Вы уже прикинули, насколько вырастет от нововведения конечная стоимость продукции?

– Для одного предприятия затраты на внедрение системы с учетом годового обслуживания составят примерно миллион рублей. Но цена растет и помимо затрат на ЕГАИС. Растут акцизы, растет инфляция, и ее надо компенсировать. Сбыт сокращается, а условно постоянные затраты не уменьшаются, в результате каждый литр обходится для производителей дороже.

– Говорят, при царе пиво до двух градусов не облагалось акцизом. Может, стоит вернуть прошлый российский опыт?

– Есть такие идеи. И даже Росалкогольрегулирование предлагало снизить акциз вдвое для слабого пива. Но этого не так просто добиться, особенно сейчас, когда в бюджетах не хватает доходов.

СПРАВКА 

В Алтайском крае пиво варит 21 предприятие. За последние пять лет объемы его производства выросли в 1,7 раза, в том числе за прошлый год на 2%, или 192 млн литров. При этом 92% пива приходится на три завода – Барнаульский, Борихинский и Бочкаревский.

Новости