«Душа просит – надо играть». О сельском народном театре с вековой историей

15:00, 31 марта 2019г, Культура 2504


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

Сельских народных театров, которые могут похвастать своей вековой историей, – по пальцам пересчитать. Залесовский – один из них. Спектакли на самодеятельной сцене здесь ставили еще до революции. Весь этот век театр работал, и чем сложнее были времена – тем вдохновеннее играли актеры, тем душевнее отзывался зритель…

Взято из жизни

В Залесово не один театр – целых четыре. Взрослый «Раек», молодежный «Ракурс» и детские студии «Театрик» и «Ракурсенок». Всего в театральных объединениях – шестьдесят детей да двадцать актеров постоянного взрослого состава. Самому возрастному участнику труппы – восемьдесят. Режиссер Татьяна Деньгина считает, что, если душа просит, надо играть. А потому в героев классики и модерна после работы и учебы перевоплощаются рабочие, чиновники, школьники и студенты. Поговаривают даже, что частенько за гримом проглядывают черты директора районного Многофункционального культурного центра Оксаны Пахоруковой...

Когда полтора года назад начала работать режиссер Татьяна Деньгина, «Раек» уже был сложившимся коллективом. Скучно было идти по накатанной – тянуло, по ее словам, на новенькое:

– Была у меня такая сверхзадача – самой растить актеров. Первым делом я набрала первоклассников Залесовской школы, мои «ракурсята» подрастут, перейдут в «Ракурс», а там и в «Раек». Будет кому и дальше побеждать в краевых фестивалях самодеятельных театров.

Сама Татьяна «играет» несколько жизненных ролей – многодетной мамы, студентки института культуры, плодотворной постановшицы, успевающий сделать в сезон несколько премьер. Она первой познакомила село с жанром мюзикла. Берет за основу известный сюжет, например «Баба Яга не против» современного драматурга Эвелины Пиженко, умножает на залесовскую специфику – и вот готова на Новый год добрая музыкальная ироничная феерия, которую зритель принимает на ура. Тема этого года – Шукшин, а весной в Залесово запускается сложная во всех отношениях «Кукла для невесты» Александра Коровкина. Сюжет словно с реалий села списан. Есть в нем засидевшаяся в девках сельская красавица, брачный аферист, мужики-алкаши и тетки, вся радость которых – телесериалы. Есть в пьесе легкий намек на вампиловского «Старшего сына», но в отличие от его тонкой лиричности «Кукла для невесты» – шарж, жесткий, но достоверный. Для режиссера эта постановка, над которой начинает работать «Раёк», – своеобразный эксперимент. Ведь иногда взгляд на себя со стороны помогает осознать собственное несовершенство и сделать шаг вперед…

Чтобы щёлкнуло

Репетиции театралов идут два раза в неделю по два с лишним часа. То есть работающие люди выкраивают время у самих себя, иногда сокращая сон. Не тяжеловато ли – сразу после работы на репетицию? Местные актеры не сразу понимают смысл вопроса. Им трудно как раз не ходить сюда…

– Это зависимость, наверное. Без нее не бывает театральных людей. Никто ведь им за это не платит, семейные и родительские обязанности с них не снимаются. А ходят сюда семьями, как Антон и Ксения Аверьяновы, например. Их первенец Павлик – «сын труппы». Бывает, мама играет в «Райке», а ребенок – в «Ракурсенке», и часто они задействованы в одной постановке. По-моему, задачу – заразить людей любовью к театру – Татьяне выполнить удалось, – говорит Оксана Пахорукова.

Театр – способ достойно жить. Ни больше ни меньше. Такой видят сельские театралы его социальную миссию. Где еще молодому человеку покажут жизнь без мата, без разрушающих душу привычек, так, чтобы щелкнуло у него внутри? Для взрослого – один уровень восприятия, та же «Кукла для невесты», история несчастной любви. Для «Театрика» – другой, занятия художественным словом, на которые не стесняются ходить ребятишки с дефектами речи. «У меня таких 12 человек. Кто картавит, кто половину букв не выговаривает, но речь детей от репетиции к репетиции улучшается. Они не стесняясь выходят на публику, сцена и впрямь дает равные возможности каждому из нас», – рассказывает Деньгина.

Люди, придя сюда однажды, остаются на всю жизнь. Так, Ольга Пшеничникова приехала в РДК Залесово после культпросветучилища в 1976 году. Была методистом, режиссером, директором и все это время играла. Сельчане среднего возраста помнят ее в роли комсомолки Людмилы в «Отважном сердце». К слову, здесь начинала работать чета режиссеров Тумашовых. «Галина и Михаил приехали в Залесово по распределению. Мы жили в одном доме, вместе в ДК пропадали. На наших глазах их дочь Маша родилась. Мы любовались этой красивой парой», – вспоминает Ольга Ивановна.

«Хорошо, сержант, идите»

Звание народного «Раек» защитил более полувека назад, в 1967 году,  спектаклем «Яков Батюк» на фестивале в Камне-на-Оби. Актеры старшего состава вспоминают, как возвращались домой поездом и пели от радости. Так, что пассажиры превратили вагон в импровизированный зрительный зал. Сержант линейного отдела милиции, вызванный на шум, не понял, что сидящий перед ним офицер – это переодетый актер. «Товарищ подполковник, вы уж, пожалуйста, тут потише», – откозырял страж порядка. Тот доиграл сцену до конца, ответив: «Хорошо, сержант, идите».

Считать ли днем рождения «Райка» дату присвоения ему звания народного театра или копнуть еще глубже, как предлагает главный хранитель музея Тариэль Эдоков? В своих воспоминаниях уроженец Залесово известный писатель Афанасий Коптелов пишет, что труппа в селе была еще до революции.

Играют в «Райке» и Тариэль Александрович, и заведующая музейным отделом Оксана Бударева, режиссер по образованию, к слову. Много лет назад, она еще Цивкиной тогда была, ставила «Черемуху» по Астафьеву, открывала людям мир, в котором каждый – Станиславский или Сара Бернар.

Истории народного театра посвящена целая музейная экспозиция. Тариэль Александрович рассказывает о режиссерах «Райка», начиная с Ивана Касимова и Петра Раскина, которые в 1918 году ставили здесь Чехова…

Старые театральные фото… Они ведь не только изображения передают. Есть в них золотые пылинки, танцующие в теплом свете софитов, и настроение, застывшее в янтаре времени по воле неведомого фотографа. Вот «Русские люди» по Симонову в постановке Юрия Коврижного 60-х годов. Форму немецких офицеров брали у костюмеров краевого драмтеатра, а кокарды с погонами делали сами. Четыре художника тогда работали в Доме культуры, они от и до занимались оформлением спектакля. Легенда «Райка» актриса Валентина Климова в «Колдунах», спектакле 70-х. В восемьдесят лет она еще играла! «Не все коту масленица» Антонины Залевской – это 80-е. Сам Тариэль Эдоков начинал работать с Ольгой Лебедевой, его она включила в «Чио-Чио-сан», «Семейный Ералаш», «Выходили бабки замуж». Главной же своей работой он называет роль попа-«душеведа» в «Верую» Шукшина.

– Я влюбился в театр из-за Михаила Афанасьевича Тумашова, который работал у нас в школе в начале 80-х, – рассказывает о себе Тариэль. – То поколение школьников было счастливым, ведь его приобщали к прекрасному настоящие профи. Может быть, поэтому сейчас в Залесово есть не только театр, но и благодарный зритель. Если честно, я не знаю, что заставляет людей приходить на наши спектакли. Мы же не Ленком, не краевой драмтеатр… Думаю, они просто фанаты, такие же как и мы, актеры.

Фоторепортаж