Эпоха волостного правления

17:00, 13 февраля 2015г, Общество 4403


1
1

До середины 1920 годов низшей административной единицей сельского самоуправления в России была волость. В словаре Брокгауза и Ефрона она означала территорию, находившуюся под одной властью: волость – власть.

12 вёрст – не крюк

Предыстория возникновения на территории современного Алтайского края крестьянского самоуправления вкратце такова. Образованный в 1747 году на юге Западной Сибири Колывано-Воскресенский горный округ, непосредственно подчинённый императорскому Кабинету, имел особенное управление. Оно было в значительной части автономное от губернского и отвечало как за развитие заводов, так и за жизнеобеспечение населённых пунктов. Основные нити управления держали в руках командир Колывано-Воскресенских заводов и Канцелярия горного начальства, численность которой не превышала 42 человек, включая пять офицерских чинов, а также канцеляристов, копиистов, писарей и девять бухгалтеров. Почти до конца XVIII века следующими звеньями административной машины были слободы, уезды и округа, включавшие в себя от 120 до 150 крестьянских селений. Во главе слобод стояли приказчики, позже – земские управители. К 1780 году, например, на Алтае насчитывалось девять земских изб и контор.

В августе 1797 года в пяти уездах Алтая было образовано 37 волостей. Они ещё полтора века формировались из смежных сельских селений, отдалённых от центра волости не далее 12 вёрст, с численностью населения от трёхсот до двух тысяч ревизских душ мужского пола. Отступления от этих предельных норм в ту и другую сторону допускались по соображениям удобства, но с разрешения губернатора. Между губернскими учреждениями и волостью были ещё уездные (окружные) власти.

По велению народа

Волостной сход в дореволюционной деревне вершил всеми делами, принимая стратегические решения: выбирал всех должностных лиц, «удалял из общества вредных и порочных членов его», принимал новосёлов, назначал опекунов и попечителей, решал дела, касающиеся общинного пользования землёй и водоёмами, раскладывал на крестьян подати и мирские денежные сборы. Также исключительно ведению волостного схода подлежали учреждение волостных училищ, распоряжения по волостным магазинам, принесение жалоб по делам волости и выдача доверенностей на ведение дел, проверка и учёт дел по отправлению воинской повинности, утверждение приговоров сельских сходов.

Волостные и сельские общины непременно имели представительные органы – волостные правления. В их состав избирали волостного старшину, выборного уездного съезда, писаря, сборщика податей, смотрителя зерновых магазинов, старост сёл и десятских – по одному на каждые десять дворов.

Аналога волостному правлению сейчас нет, поскольку теперь в поселенческом представительном органе (сельсовет) сначала выбирают депутатов, а уж потом они – председателя и других должностных лиц. Волостное же правление являлось коллегиальным органом из числа людей, персонально избранных на свои должности в ходе волостного схода.

В функции волостного правления входило производство из волостных сумм всякого рода денежных расходов, уже утверждённых волостным сходом, принятие на работу и увольнение наёмных волостных должностных лиц, продажа имущества крестьян по искам и требованиям, если это не входило в обязанности других инстанций. Волостному правлению поручалось исполнять некоторые упрощенные нотариальные функции, а именно вести книгу договоров, куда крестьяне могли в добровольном порядке заносить сделки между собой на сумму не более 300 рублей, а также регистрировать завещания крестьян. Важно и то, что все эти обязанности волостного правления, учреждённые «Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 года, не претерпели никаких изменений ещё более полувека, до самого 1917 года.

Обет воздержания от пития

Волостное правление собиралось нечасто, потому текущие вопросы решал волостной старшина, говоря нынешним языком, руководитель исполнительного органа, глава администрации.

Волостного старшину избирали на волостном сходе на срок не более трёх лет. Претендентами на эту должность могли быть лица из числа домохозяев не моложе 25 лет, не подвергавшиеся телесному наказанию, не состоявшие под судом и следствием, не бывшие «заведомо развратного поведения». Могли избрать старостой и без согласия кандидата, но он в свою очередь имел право отказаться, только если был старше 60 лет, был одержим телесными недугами либо уже один срок исполнял данные обязанности.

Интересно то, что одновременно со старшиной избирался и запасной кандидат – на тот случай, если волостной старшина по уважительной причине не сможет исполнять свою должность. Удалить же старшину от должности мог лишь волостной сход либо уездный съезд.

Интересный документ я обнаружил в краевом Государственном архиве. В 1899 году решение воздержаться от пития спиртного на шесть лет дал староста, крестьянин села Калмыцкие Мысы (ныне в Поспелихинском районе) Николай Беликов. Заявление об этом произносилось им в церкви, принародно, после молебна, целования Евангелия и получения из рук священника крестика.

Николай Беликов вовсе не был пьяницей. Обет отказа от выпивки он принял из лучших чувств – добросовестности и ответственности за порученные ему всем миром обязанности. Поскольку на сельском сходе Беликова избрали старостой, он решил отказаться от «баловства» – шесть лет не брать вина в рот.

Недавно я познакомился ещё с одним интересным документом, изданным аж в 1880 году. Это «Руководство для крестьян. Сборник действующих узаконений, касающихся их управления и обязанностей сельских и волостных должностных лиц и нижних чинов уездной полиции». К примеру, параграф № 46 этого документа указывал: «...староста должен наблюдать, чтобы виноторговцы не допускали покупателей напиваться до беспамятства; чтобы в питейных заведениях не было музыки, увеселительных игр, а равно игр в карты, кости или шашки; чтобы в питейных заведениях отнюдь не было терпимо публичных женщин и допускаемо вообще какое-либо неустройство или бесчинство».

По новым лекалам

Волостной старшина отвечал по закону за сохранение «общего порядка и спокойствия» в подведомственной ему территории. В его обязанности входили как административные, так и полицейские функции.

К первым относились созыв и роспуск волостного схода, приведение в исполнение его приговоров, наблюдение за исправным содержанием дорог, отбыванием повинностей, сбор налогов и заведование волостными суммами. Также он обязан был доводить до населения законы и распоряжения правительства, наблюдать за нераспространением подложных указов, вредных слухов, охранять благочиние и безопасность лиц и имущества, добиваться точного исполнения правил о приписке крестьян к обществам.

Исполнял волостной старшина и некоторые полицейские функции: принимал меры к поимке преступников, задерживал бродяг и беглых, доносил начальству о преступлениях и беспорядках в волости, а также о самовольно отлучившихся лицах, наблюдал за исполнением правил и судебных приговоров.

У сельского старосты, также избираемого на сельском сходе, было немало подобных обязанностей, включая руководство должностными лицами: сборщиком податей, сотскими и десятскими.

Кстати, волостной старшина и сельский староста имели специально учреждённые нагрудные бронзовые знаки.

После 1917 года волости как административные единицы на Алтае продолжали сохраняться до 1924 года, когда их заменили районы, а органами новой власти стали советы. Эта форма народного представительства, когда депутаты избирались безальтернативно, а текущая работа велась исполнительным комитетом во главе с председателем, сохранялась до начала 1990 годов. Ей на смену пришли выборы депутатов и руководителей администраций из числа нескольких кандидатов, нередко представлявших различные политические взгляды.

Фоторепортаж