Три педагога в одной семье. В Ребрихинском районе живет учительская династия Рязановых

16:50, 16 мая 2023г, Общество 1133


Три педагога в одной семье. В Ребрихинском районе живет учительская династия Рязановых Фото №1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Учительской династии Рязановых из села Паново Ребрихинского района около 75 лет. Три педагога в одной семье. Профессию выбирали самостоятельно. Ну и немножко помогли родные. «Алтайская правда» побывала в гостях у одной из представительниц Рязановых.

Оксана – человек с чарующим голосом и сильным характером. Благодаря внутреннему стержню она достигла заветной мечты – вот уже 34-й год работает учителем начальных классов в Пановской школе.

– Мне кажется, на мой выбор профессии повлияло то, что мама трудилась учителем русского языка и литературы. Она была для меня примером, – вспоминает Оксана Алексеевна.

Ее мама родилась 12 октября 1941 года – в самом начале войны. Времена тогда были трудные, голодные, приходилось выживать. Она делила одежду со старшим братом, когда тот приходил со школы домой, девчонка надевала его вещи и бежала в школу на занятия. Еды тоже не хватало. Летом ели все, что росло: кандыки, камыши, зеленый лук. Наедались ими, пока плохо не становилось.

– Когда бабушка была беременна мамой, она отправилась в гости к сестре в соседнее село. По дороге узнала, что началась война. Путь обратно занял некоторое время. Вернулась, а мужа уже отправили на фронт, – рассказывает учительница. – Бабушка осталась одна с тремя маленькими сыновьями на руках. Она была безграмотная, читать и писать не умела, поэтому ее муж так и не узнал, что у него родилась дочь.

Возможно, именно этот момент повлиял на желание мамы Оксаны Алексеевны учиться и изучать русский язык. И хотя после школы она пошла на фабрику, но спустя некоторое время отправилась на курсы учителей, которые проходили в Славгороде.

– Педагогов не хватало, их в то время обучали всего год, – отмечает Оксана Алексеевна. – Помощи ждать неоткуда было, пришлось маме работать кочегаром, топить печи, чтобы прокормить себя, пока она находилась на курсах.

Мечта о школе

Кроме школы, Оксана Алексеевна ничего не видела и ни о чем не мечтала. Ей нравилось наблюдать за мамой, когда та проверяла тетради, правда тогда она не понимала, что это очень тяжелый труд.

– Мама была единственным учителем на всю деревенскую школу. Классов было много, стопки тетрадей лежали штабелями. Работала она допоздна. Бывает, зайду ночью на кухню воды попить, а она все еще сидит над тетрадками, – вспоминает Оксана Алексеевна. – Для меня мама – человек чести и совести. Все силы отдавала школе.

С дочери на занятиях спрашивала строже, но Рязановой это даже нравилось. Иногда мама разрешала ей проверять тетради тех, кто средне учился, не двоечник и не отличник, причем ребята были старше на год.

– Мама за мной проверяла, хвалила, если я все ошибки выправила, – вспоминает Оксана Алексеевна. – Еще я любила дни самоуправления, которые проходили в школе. Особенно нравилось вести уроки у начальных классов. Именно тогда пришло осознание, что педагогический труд не из легких. Дети все разные, кто-то с первого раза понимает, а кому-то нужно несколько раз объяснять.

После 10-го класса Оксана Алексеевна поступила в педагогическое училище, а в 19 лет начала профессиональную деятельность. Сначала в селе Куликово, в Паново не было свободного места, а потом, когда появилось, перевелась туда.

– Мне хотелось быть всегда именно деревенской учительницей, – признается женщина. – Мы жили по соседству с учителями, и мне они казались совсем другими, не похожими на остальных. У женщин были волосы, собранные в пучок, одежда строгая. Смотрела на них и представляла, как буду преподавать у деток.

Со временем Оксана Алексеевна получила высшее образование.

– Я с первого раза в вуз не поступила,  хотя сдала все экзамены. Побоялась одна ездить в Бийск, а подружка, с которой изначально приезжали, передумала быть учителем, – вспоминает Рязанова. – Но спустя некоторое время поступила в вуз второй раз, тогда уже было не страшно. Я даже рада, что так получилось, училище дало практические навыки, а институт – теоретические.

Вот и дочь Оксаны Алексеевны пошла по ее стопам. Хотела поступить в вуз, но решила сначала поучиться в колледже. Теперь пятый год преподает студентам.

Трудности есть везде

По мнению учителя, трудности есть во всех школах. И неважно, в городе они находятся или селе. Хотя во втором случае детей учится меньше. Например, в учебном заведении, где работает Оксана Алексеевна, всего около 100 человек.

– В классах в пределах 10 ребят. Раньше в школе было 400 человек. С каждым годом приходит все меньше и меньше. Родителям сложно найти работу, поэтому многие переезжают в город, – рассказывает Оксана Алексеевна.

Проблема есть и с кадрами в школе, но педагог надеется, что программы по привлечению молодых специалистов помогут минус исправить на плюс. А пока остается готовиться к новому учебному дню.

Фоторепортаж