Ездим, плаваем, летаем

08:47, 06 августа 2014г, Общество 1768


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Представители краевых и городских профильных ведомств вместе с экспертами обсудили за «круглым столом» возможности развития дорожного строительства и транспортной инфраструктуры края.

56 тысяч километров

Напомним, что встречу предваряла очередная авторская статья губернатора Александра Карлина, опубликованная в СМИ. Она стала уже третьей по счету в череде материалов, которые пообещал представить глава региона. В ней разъясняются основные положения программы социально-экономического развития края «Десять шагов к успеху».

По мнению губернатора, развитие нашей транспортной системы – необходимое условие общего роста. Для этого в ближайшие годы власти намерены решить ряд стратегических задач по всем видам сообщений. В том числе по железнодорожному и авиационному.

– Край занимает огромную территорию, – сказал, открывая встречу, заместитель начальника Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Дмитрий Коровин. – По числу городских округов и муниципальных районов в Сибири у нас первое место, а по числу муниципальных образований поселенческого типа – третье. Мы находимся на четвертом месте в стране по количеству городских и сельских поселений. Соответственно, имеем огромную протяженность дорог различного значения – около 56 тысяч километров.

По словам Дмитрия Николаевича, их сложно поддерживать в надлежащем состоянии, но возможно. Более того, реально развивать. Ведь людям необходимо ездить из сел в райцентры, города и тот же Барнаул. Нужны безопасная доставка учеников в школы, своевременная отправка больных в медучреждения. Плюс Алтай ныне позиционирует себя как туристический регион. А нормальный туризм без тореных троп просто немыслим.

Новый вокзал

Дмитрий Коровин представил планы по развитию транспортной инфраструктуры на ближайшие пять лет. Начнем с железной дороги. Отрасль – это 60 предприятий, 1500 км эксплуатационных путей и более 12 млрд. руб. вложений за последнюю пятилетку.

– Задача ближайших лет – новый железнодорожный вокзал краевого центра, – перечислял Дмитрий Николаевич. – По маршруту Барнаул – Новосибирск – Барнаул уже в этом году будут проведены демонстрационные поездки комфортабельного пассажирского состава «Ласточка». В дальнейшем также весьма перспективным выглядит направление Ребриха – Благовещенка – Кулунда. Еще один проект – создание испытательного центра для оценки качества продукции на площадке «Алтайвагона».

По мнению экспертов, солидному пассажиропотоку способствуют хорошая наполняемость вагонов и функционирование с 2009 года брендовых поездов «Восток», «Калина красная», «Просторы Алтая». И что самое главное, власти продолжат выполнять взятые на себя обязательства по части социальных пассажиров: школьников, студентов, пенсионеров. Здесь действует целая система скидок. И на выплату перевозчику выпадающих доходов вследствие государственного регулирования тарифов краевой бюджет тратит ежегодно порядка 250 млн. руб.

Кстати, следующий год мы встречаем 100-летием так называемой «Алтайской чугунки». И, насколько известно, железнодорожники по данному поводу вынашивают грандиозные праздничные планы.

Дороги федеральные и сельские

Грядут изменения и в дорожной сфере: в Тальменке появится 9-километровый участок современной федеральной автодороги с развязками, на объект планируют направить более 3 млрд. руб., участок дороги должны сдать в 2015-2016 годах. Есть проект создания трассы из Новоалтайска в Бийск. Другой – Змеиногорск – Рубцовск, который пустят в эксплуатацию в этом году. Он станет крупнейшим в крае инфраструктурным объектом, реализованным в формате государственно-частного партнерства (ГЧП).

В деле задействованы предприятия «Рубцовское ДСУ-6» и «Алейское ДСУ-3».

За всю свою долгую историю ДСУ-6 рубцовчане участвовали в возведении многочисленных объектов. К примеру, таких известных, как дорога Алтай – Кузбасс, федеральные автомагистрали М-52 и А-322 (бывшая А-349). Дорожные строители из Рубцовска прокладывали участок Чуйского тракта в районе села Повалиха. Ими возведено много малых автодорожных мостов. В 2001 году в состав ДСУ-6 влилось Рубцовское ДРСУ. Сегодня зона его ответственности – Рубцовский район. А это ни много ни мало около 300 км региональных дорог и более 83,4 км федеральной трассы А-322 Барнаул – Рубцовск – граница с Республикой Казахстан.

– Наглядным примером положительных изменений последних восьми лет могут считаться дороги именно федерального значения, – взял слово и. о. начальника «Алтайавтодора» Василий Мотуз. – Таковых у нас 626 километров. Постепенно, поэтапно приводим в порядок региональные и муниципальные путепроводы.

По информации Василия Орестовича, за последнее время из бюджетов всех уровней на ремонт и строительство алтайских трасс выделено 24,5 млрд. руб. Сегодня в десяти районах края строятся чисто сельские дороги. А в течение ближайших лет и при поддержке из федеральной казны их (дороги) получат 68 населенных пунктов – общая протяженность почти 130 км.

– С 2006 года мы реконструировали без малого 30 километров трассы М-52, – продолжал руководитель. – В следующие годы думаем расширить ее до четырех полос – от границы с Новосибирской областью до села Баюново. Поддержка со стороны краевой администрации и федеральных структур нам гарантирована.

В завершение Василий Мотуз отметил, что для решения проблемы пробок затевается прокладка двух обходов – рубцовского и «Северного» в Барнауле.

– Действительно, дорожная отрасль – это один из важнейших экономических элементов края, механизм запущен гигантский, – резюмировал заместитель начальника Главного управления Дмитрий Коровин. – В дорожной сфере занято свыше пяти тысяч работников, 3,8 тысячи механизмов. Возрожден местный дорожный фонд. В текущем году предполагается в него направить 532 миллиона рублей – это именно муниципальные деньги.

По воде!

– Следующий приоритетный момент – речной транспорт, – сказал Дмитрий Николаевич. – Общая длина судоходных путей 779 километров. Действуют Барнаульский и Бийский речпорты, три пристани. Но пассажиров и груза за период навигации охватывают немного… К сожалению, за 20 лет не занимались углублением русла реки, ее спрямлением и тралением. Но перспектива видна отчетливо.

Как считает руководитель, основная цель – переформатировать и переориентировать речную перевозку инертных материалов Бийской зоны. И в идеале за четыре-пять лет поднять общий с Барнаулом уровень грузооборота втрое – с сегодняшних 300 тысяч тонн в год до миллиона.

– Для этого имеются все необходимые запасы, – подчеркнул выступающий. – Ведь ранее по воде переправляли до семи миллионов тонн материалов. Впечатляющая цифра. Поэтому и нельзя забывать о речном транспорте. Он функционирует, получает поддержку из барнаульского и краевого бюджетов. Мы субсидируем тех же социальных пассажиров. А в связи с видами на туризм возникает добавочный потенциал у Бийска, Камня-на-Оби.

По воздуху

– Из Центральной России в Алтайский край на машине не слишком разбежишься – далеко и утомительно, – вступил в разговор директор авиапредприятия «Алтай» Виталий Архипенко. – А значит, нам постоянно нужно наращивать возможности не только авто- и ж/д сообщения, но и авиационного.

Как сказал Виталий Михайлович, трехлетний плановый срок предусматривает строительство международного терминала барнаульского авиавокзала, расширение его приемной зоны и удлинение взлетно-посадочных полос. Работы должны закончиться в 2017 году.

Аэропорт сможет принимать все типы воздушных судов из России и стран ближнего и дальнего зарубежья. Пропускная способность достигнет 400 человек в час. Значит, увеличится и конкуренция на рынке авиаперевозок. «Следовательно, должна снизиться стоимость авиабилетов», – считают эксперты.

Момент, конечно, интересный… Во всяком случае, краевые власти края (при воплощении задуманного) всерьез ставят задачу повлиять на снижение стоимости авиа-, железнодорожных билетов и тем самым в разы увеличить пассажиропоток.

– Добавлю, в этом же году начнется реконструкция Бийского аэропорта, – уточнил директор.

От автора

Разумеется, обновление дороги и аэропортов, расширение сети железных дорог обеспечат новые рабочие места и рост поступлений в краевой бюджет. А заодно проекты позволят существенно улучшить доступность Алтая для гостей. Такую значимость транспортного вопроса понимают все жители края.

*   *   *

Отдельной строкой

Петр Гладышев, председатель комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи администрации Барнаула:

– В 2014 году на дорожную сеть выделено 774,2 миллиона рублей. На 5,6 процента больше прошлогоднего. Непосредственно на реконструкцию и строительство дорог – 209,4 миллиона. Практически завершены работы на ул. Кутузова: устройство верхнего слоя асфальтобетонного покрытия, тротуаров – через ул. Загородную, вплоть до ул. Челюскинцев и с установкой нового моста через реку Пивоварку. За счет городского бюджета от Змеиногорского тракта проложен подъездной путь к краевому госпиталю для ветеранов войн. Еще грядет реконструкция на Северо-Власихинском проезде: от ул. Попова до ул. Лазурной.

На капитальный ремонт получили 96 миллионов рублей. Почти закончили работы на ул. Попова, по нечетной ее стороне – от ул. Власихинской до Павловского тракта. По оценке специалистов, пропускная способность участков должна увеличиться на 20 процентов. На обновление мостов и мостовых переходов в текущем году получили 37 миллионов. Готовится проектно-сметная документация, среди прочего на совмещенный коммунальный мост через Обь, дабы уже на следующий год приступить к капремонту.

Продолжаются ремонтно-дорожные программы в частном секторе города и в местах индивидуальной застройки. В этом году обновили 23 участка. На сэкономленные средства сделаем еще шесть. Параллельно ведется обустройство дворов и дворовых территорий.

*   *   *

Ты не джентльмен, братец битум

Василий Свиридов, доктор технических наук, эксперт АлтГТУ им. И.И. Ползунова:

– Все бы хорошо – у нас отличные материалы для дорожного строительства: и песок, и щебень, и цемент. Есть и прекрасная техника. К примеру, асфальтоукладчики нового поколения способны срезать фрезами четко заданную толщину старого покрытия. Затем дробят куски до нужной фракции и вносят необходимые добавки. Автоматически… Плохо другое. Качество битума – одного из важнейших ингредиентов в дорожно-строительном процессе – зачастую оставляет желать 
лучшего.

Если тот слишком жидкий, то в жару тянется за покрышками, а в холод трескается, пропускает влагу внутрь. И через некоторое время работа дорожников идет насмарку. Но жидкий – это еще половина беды. Битум своего рода остаток от перегонки нефти. А современные технологии российских нефтяников позволяют вытягивать из основного продукта – сырца все подчистую. В результате вместо нужного нам вещества получается какая-то практически никчемная и совершенно высушенная штука. Причем купить ее предлагают за солидные деньги…

Здесь перспективным направлением является применение композитных материалов. Дорожники региона с должным вниманием относятся к рынку новых технологий, и все свежие идеи находят применение в дорожном строительстве края.

Фоторепортаж