Премьера уникального спектакля «Конек-Горбунок» прошла в Барнауле

18:00, 09 декабря 2015г, Культура 2673


Премьера уникального спектакля «Конек-Горбунок» прошла в Барнауле Фото №1

7 декабря в филармонии состоялась премьера хореографического спектакля «Конек-Горбунок» на музыку Родиона Щедрина.

В спектакле задействованы артисты ансамбля русского танца «Огоньки» им. Гарри Полевого, а также симфонический оркестр филармонии и известные артисты краевого театра драмы, выступающие в качестве чтецов. Для работы над масштабной постановкой из Санкт-Петербурга пригласили балетмейстера Надежду Калинину – лауреата VIII Международного театрального форума «Золотой витязь» и серебряного призера фестиваля «Золотой Олимп» в Сочи.

Филармония на протяжении многих лет стремится к консолидации разных творческих сил региона. Однако этот проект, реализованный совместно с краевым отделением Союза театральных деятелей при поддержке Министерства культуры РФ, по целому ряду причин совершенно уникален. Это первая в крае постановка балета с живым симфоническим оркестром. Артистам ансамбля «Огоньки» пришлось практически сломать себя и танцевать то, что им совершенно непривычно. Непросто было и музыкантам, которые до этого никогда не играли, что называется, «под ногу» танцорам.

Но результат определенно стоил таких усилий. Это настоящая сказка, в которой волшебство создается и удивительной музыкой, написанной совсем еще молодым Щедриным в конце 1950 годов, и артистизмом танцоров, и яркостью их костюмов, и художественным словом, и фантастическим видеорядом (спектакль играется на проекции с минимумом театрального реквизита). Важно отметить, что «Конька-Горбунка» в филармонии предназначают не детской, а именно семейной аудитории и, поверьте, взрослые тоже не будут скучать!

Было у отца три сына, и младшему повезло найти волшебного помощника Конька-Горбунка и перо жар-птицы, покорить сердце прекрасной Царь-девицы и сделать «карьеру» при дворе. На известный сюжет сказки Ершова Родион Щедрин, тогда еще студент консерватории, написал большой четырехактный балет. Разумеется, для Майи Плисецкой.

А в основе нашей постановки лежит его симфоническая сюита. И музыка Щедрина приводит нас сначала на крестьянский двор скромного труженика, воспитавшего троих недотеп, потом в поле, где они видят волшебных коней и жар-птиц, затем в столицу, где правит бесподобный Царь, а при нем служит зловредный Конюший (артисты Валентин Бузин и Артем Кузнецов наперебой крадут зрительское внимание). Нырнем мы и на дно морское, где правит Подводная царица (Татьяна Ледовских), чтобы в конце сказки младший сын крестьянина (Антон Асташов), искупавшись в кипятке, обхитрил злодеев и заполучил Царь-девицу (Татьяна Емельянова) и царство в придачу. Заглавную роль волшебного Конька-Горбунка исполняет Александр Штребель.

Невозможно удержаться от соблазна перечислять остроумные и выразительные детали, из которых буквально соткан спектакль. Костюмы (например, наряд Конька-Горбунка с трогательными «аршинными» ушами и кудрявым чубчиком), смешную банную сцену нелепого Царя, эпизодическую столичную девушку с огромным сахарным петушком, образ Конюшего с золотым рулем и в двусмысленной черной фуражке и много чего еще.

– Мы решились на опасный, рискованный для нас шаг, – призналась после премьеры директор филармонии Елена Надточий. – И должны сказать спасибо хореографу Надежде Калининой, которая не испугалась специфики нашего коллектива и с энтузиазмом взялась за работу. А ансамбль «Огоньки» совершил настоящий артистический подвиг.

– Ансамбль потрясающий, готовый к экспериментам, я была удивлена и рада, что ребята создали такие сложные, яркие роли, – говорит Надежда Калинина. – Я довольна результатом артистов, особенно их терпением, ведь работа с симфоническим оркестром для них непривычна. Им нужно было ориентироваться по дирижеру, а найти компромисс подчас бывает сложно. А еще я впервые наблюдала такую искреннюю заинтересованность музыкантов оркестра, которые переживали, удобно ли для нас то, как они играют.

Кроме того, балетмейстер отметила работу видеохудожника Дмитрия Волкова, создавшего впечатляющий фон спектакля, и назвала настоящим подарком новенькую артистку «Огоньков» Татьяну Емельянову (Царь-девица).

Исполнитель заглавной роли Александр Штребель признался, что его коллеги нервничали перед началом репетиций, но смогли отбросить сомнения. «Работа была объемной, но и плодотворной, это большая удача для каждого из нас. Я давно в ансамбле и могу сказать, что  ребята показали новые грани своего мастерства».

Важно отметить и симфонический коллектив. «Партитуры очень сложные, для некоторых инструментов просто невообразимо сложные, – замечает Елена Надточий. – У нас на руках ранняя редакция этого произведения, и в нем временами звучит что-то прокофьевское, а иногда Стравинский, это ведь писал очень молодой человек». Директор филармонии говорит, что в Сибири сегодня далеко не каждый регион может похвалиться таким составом музыкантов, с которым можно воплотить идеи Щедрина. Кстати, симфоническая сюита, которая легла в основу балета, возможно, будет исполняться нашими музыкантами отдельно. Ну а сам спектакль надеются показать на других площадках Барнаула, чтобы его могли увидеть жители разных районов города.

Фоторепортаж