Искусство, что придёт завтра

18:00, 01 апреля 2015г, Культура 2059


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Едва на минувшей неделе открылась VII Межрегиональная биеннале молодежного искусства «Аз.Арт. Сибирь-2015», тут же стало ясно: эта выставка точно стала лучшей в истории по многим критериям – количеству участвующих регионов, качеству представленных работ, авторитетности конкурсного жюри. Наконец, по обширности и разнообразию внеконкурсной программы.

По словам организаторов, в основном конкурсе в этот раз участвуют около 350 авторов в возрасте до 35 лет, которые представили более 600 работ. 260 произведений графики и графического дизайна экспонируются в галерее «Кармин», живопись, скульптуру и декоративное искусство можно увидеть в Выставочном зале Союза художников. Словом, заявления о том, что в эти дни Барнаул стал художественной столицей Сибири, преувеличением уже абсолютно не кажутся.

Лидеры и тенденции

Более того, обнаружилось, что за годы проведения форум «Аз.Арт. Сибирь» стал для специалистов настоящим культурным брендом Алтайского края. Например, у искусствоведа Марины Чертоговой, заместителя директора Кемеровского областного музея изобразительных искусств, художественная жизнь нашего края в первую очередь ассоциируется именно с этими выставками. А на наш вопрос, можно ли по ним судить о действительном состоянии искусства, Марина Юрьевна ответила, что только по таким крупным проектам и можно многое понять о лидерах, тенденциях и значительных произведениях, которые сейчас появляются в Сибири.

– Молодежные форумы появились в отечественном искусстве относительно недавно – они прогремели в 70-е годы, но были редки, примерно раз в пять лет, – вспоминает искусствовед. – И вот с 2000 годов это движение набирает силу, причем начало ему было положено именно в Барнауле. Такие проекты очень важны для региональных центров, которые мало чем отличаются друг от друга, и, конечно, они работают на развитие искусства Сибири.

Опыт показывает, говорит Марина Чертогова, что любое движение начинается с личности, если есть заинтересованный и упертый человек, то дело пойдет. Для «Аз.Арт.» таким человеком стал известный художник Николай Зайков. Проект существует с начала 2000-х и до сих пор делается большим количеством людей, но после того как в 2007-м его куратором стал Николай Сергеевич, появилось ощущение, что со временем это начинание выльется во что-то действительно масштабное. Последние выставки получили поддержку региональных и городских властей, людей бизнеса, а также, что не менее важно, Союза художников России и Российской академии художеств.

Поскольку «Аз.Арт. Сибирь» в первую очередь конкурс, нельзя не сказать о жюри, в этом году оно тоже стало по-настоящему региональным. Возглавил его председатель Красноярского отделения Союза художников России и отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств Сергей Ануфриев, кроме него произведения оценивали Марина Чертогова (Кемерово), заслуженный художник России Сергей Лазарев (Томск), Владимир Прохода, Екатерина Демкина, Николай Зайков и Юлия Раменская (Барнаул). Кроме того, в жюри вошли Валерий Паршков, глава комитета по культуре города Барнаула, и специалист краевого управления по культуре и архивному делу Анна Лебедева. Победители будут объявлены только 30 апреля на торжественном закрытии проекта в ДК города Барнаула. Пока же в шорт-листе около 50 имен.

Сергей Ануфриев из Красноярска считал важным для жюри «определить правильные направления в развитии молодого искусства, которое придет завтра».

– В последние годы Сибирь в отличие от других регионов взбодрилась и начала вдруг выдавать проекты один лучше другого, – говорит Сергей Евгеньевич. – И выясняется, что мы живем не где-то далеко, а в своем пространстве, которое сами же стараемся сделать настоящим, красивым и комфортным.

Пространства художников

Итак, в основной программе участвуют три площадки. В Выставочном зале Союза художников сейчас экспонируется изумительно яркая, пестрая, очень разнообразная и искренняя живопись, а также затейливая керамика, предметы ручного ткачества (их, увы, немного) и скульптура. Торжественное открытие прошло при большом стечении народа, что понятно, но куда важнее, что и в последующие дни в зале было  многолюдно.

Внимательный зритель, согласный провести здесь много времени и читать этикетки, в которых указаны возраст участников и регион, в принципе, может и сам сделать выводы о современном состоянии искусства Сибири. Где-то работают с берестой, где-то процветает керамика (было некоторой неожиданностью появление в конкурсе ряда интересных произведений молодых авторов из Бийска), где-то резьба по дереву или роспись по металлу. От Омска, например, кроме прочего, в конкурсе участвуют иконопись и церковная мозаика Ирины Самойловой. А от Новокузнецка – коллектив авторов, расписавший библиотеку в чьей-то вилле в Московской области, и, поверьте, эти фотографии стоит увидеть всем, кто поспешил похоронить монументальное искусство. Говорить об этой экспозиции можно бесконечно, выискивая и перечисляя большие и маленькие жемчужины, на которых останавливается взгляд, но мы бы настоятельно советовали барнаульцам и гостям города составить о них личное впечатление.

Что касается графики в галерее «Кармин», то было ясно, что все работы в экспозицию не попадут (для крупных межрегиональных художественных форумов это, в общем, обычная, хотя и немного печальная ситуация). Что, кстати, не помешало работе судей: все работы были распакованы и оценены!

Различные виды гравюры, цветная и черно-белая уникальная графика во всевозможных техниках, а также графический дизайн и коллаж – вот что представляет нашему вниманию галерея. Здесь есть даже забавные комиксы о самоопределении строптивого кота. А вот ярких, провокационных работ, по ощущениям, меньше, чем два года назад, что замечено и критиками в рамках состоявшегося в галерее «круглого стола».

Искусствовед, доктор философии, профессор Михаил Шишин на открытии графической части выставки заметил: «То, что графика – один из выдающихся видов искусства – вообще жива, – это ваша большая заслуга. Рынок диктует не лучшее, и графики хорошо понимают, что в этих условиях можно победить и быть заметным, только если ты абсолютно убедителен. Графические работы всегда концентрат способностей, чувства и мыслей в листе». В заключение искусствовед призвал молодых авторов продолжать их не всегда благодарный труд и предрек непременное и скорое возвращение графики книжной.

Наконец, нельзя не сказать об экспозиции, которая проходит вне конкурса, но в рамках основной программы. В Художественном музее работает персональная выставка куратора проекта, многократного лауреата престижных всероссийских и международных выставок Николая Зайкова под названием «Пространства художника», которая оправдывает самые высокие зрительские ожидания. Его работы встречают зрителя еще в гардеробе музея – сейчас ГХМАК располагается в небольшом здании на улице Горького, так что работы художника выставлены и в зале, и в коридорах второго этажа. Сам автор, как личность многомерная, тоже как бы состоит из разных пространств, пример тому – небольшая остроумная работа под парадоксальным названием «Автопортрет «Кирилл», выполненная в смешанной технике. Главное, что стоит уяснить, – в работах Зайкова нет ничего случайного.

Что ещё?

В параллельной внеконкурсной программе участвуют девять выставочных площадок Барнаула, где-то выставки идут уже с начала марта, где-то начнутся в ближайшие дни, а где-то, как в «Проспекте», уже завершились.

В настоящее время в арт-галерее Щетининых действует выставка «Привет молодым!», которая представляет работы, в своем время созданные корифеями алтайского искусства в возрасте до 35 лет. Одно перечисление имен многое скажет об этой выставке: Николай Иванов, Семен Чернов, Петр Панарин, Прокопий Щетинин, Геннадий Борунов, Михаил Будкеев, Альфред Фризен, Глеб Белышев, Михаил Жеребцов, Геннадий Тарский и другие. Все произведения – из личного собрания семьи художников Щетининых.

А в галерее UNIVERSUM АлтГУ работает персональная выставка Дарьи Демкиной «Таки да!», представляющая яркие, очень женственные работы художницы в ретроспекции. «Конфетки», «Петушок», «Лук и розы», «Сезон помидоров», «Танцовщицы» – в центре этих картин женщина-загадка. Цикл «Двенадцать месяцев» разбавляет эту компанию лаконичными мужскими портретами. Спешите, экспозиция работает до 12 апреля!

Фоторепортаж