Как электрик из Алтайского края стал известным музыкантом

08:00, 26 декабря 2020г, Культура 2032


Как электрик из Алтайского края стал известным музыкантом Фото №1
Как электрик из Алтайского края стал известным музыкантом Фото №2
Как электрик из Алтайского края стал известным музыкантом Фото №3
Как электрик из Алтайского края стал известным музыкантом Миниатюра №4
Как электрик из Алтайского края стал известным музыкантом Миниатюра №4
Как электрик из Алтайского края стал известным музыкантом Миниатюра №4

Фото Евгений НАЛИМОВ

В этом году барнаульскому музыканту Евгению Костину, руководителю ВИА «Зори Алтая», дипломанту всесоюзных и всероссийских конкурсов в Сочи, Уфе, Свердловске, Новосибирске, исполнилось 75 лет.

Из электриков – в музыканты

Он родился в 1945 году в многодетной семье в Павловском районе, рос в Новоалтайске. Учиться, как и многие мальчишки послевоенного времени, он не очень любил, зато обожал музыку. Собственного инструмента не было, так он брал гармошку у соседа и на слух подбирал мелодии.

Окончил семилетку, поступил в ремесленное училище на электрика и одновременно в музыкальную школу по классу баяна. Но свой инструмент смог приобрести только по окончании музыкальной школы.

Музыка – дело хорошее, но не она кормила баяниста вначале. Четыре месяца Евгений отработал электромонтером на Новоалтайском заводе ЖБИ. Правда, в этот период он уже играл вечерами на городских танцевальных площадках в ДК железнодорожников и ДК АВЗ.

И вот наконец, когда открылся городской Дом пионеров, Евгения пригласили на работу концертмейстером-баянистом. Отсюда и начинается его творческий путь.

В 1964 году его призвали в армию, музыкальные способности снова выручили. Вместо маршировки по плацу Евгений стал играть в военном оркестре под руководством Владимира Клименко.

После армии Евгений Костин поступил в Барнаульское музыкальное училище по специальности «хоровое дирижирование». В это же время начал самостоятельно осваивать саксофон, который впоследствии не раз его выручал.

«Зори Алтая»

В советское время все музыкальные коллективы работали на базе каких-либо предприятий. В моду вошли вокально-инструментальные ансамбли, и Евгений решил попробовать организовать свой. В 1971 году на базе треста «Стройгаз» он основал ВИА «Зори Алтая». Ансамбль стал любимым детищем музыканта, и очень успешным.

Расцвет пришелся на 80-е годы прошлого столетия. В этот период были выступления на Центральном телевидении, победы в значимых музыкальных конкурсах, награды, публикации в СМИ.

Итогом признания ансамбля стало его участие во Всесоюзном конкурсе исполнителей советской песни в Сочи в 1976 году.

– Наш музыкальный коллектив стал единственным, кого от края и от всей Сибири пригласили участвовать в этом конкурсе. Мы выступали вместе с такими известными ансамблями, как «Добры молодцы», «Синяя птица», «Веселые ребята», с такими мэтрами, как Иосиф Кобзон, Алла Пугачева. 10 первых мест присудили москвичам, а вот 11-е заняли мы. Стали дипломантами, это огромное достижение. К нам подходили члены жюри и, узнав, что мы из Сибири, поражались уровню профессионализма. Мы не выпендривались, играли без пафоса, но выходило свежо, нежно, по-сибирски. Это в нас и оценили, – говорит музыкант.

Новогодние истории

Накануне Нового года ВИА «Зори Алтая» пригласили в Останкино на Центральное телевидение для записи шести песен. Трансляция предновогоднего концерта шла вечером 30 декабря.

– Когда мы приехали в Останкино, нам хотели количество песен сократить до трех, но я всех уговорил. Объяснил, что мы из Сибири, такую даль ехали! Меня спрашивали шутливо, водятся ли у нас медведи. Я отвечал, что водятся, по улицам ходят,  обещал привезти шкуру медведя, если нам разрешат исполнить шесть песен. Согласились. Чуть-чуть напудрили нас, грима тогда как такового во время съемок не накладывали, и начали снимать на камеры, – вспоминает Евгений Андреевич.

Когда ансамбль вернулся в Барнаул, его пригласили сняться на местном телевидении в Барнауле. Показали тоже 30 декабря.

– Съемка получилась очень эффектной. По задумке режиссера, мы подъезжали на машине к площади Сахарова, где традиционно располагался снежный городок. Нас встречали Дед Мороз со Снегурочкой. Вокруг на площади столько народа, всем интересно!

А я, сев у окна в деревянном тереме, пел песню «Я рисую» Яака Йоалы. Это было здорово, – говорит Евгений.

За границу и на стройки

Инстанцией, которая решала, кого премировать, кого в какую поездку отправить, в советское время оставался крайком комсомола, а также краевой профсоюз.

И в 1980 году ВИА «Зори Алтая» крайком комсомола посылает в двухнедельное турне по городам Польши и ГДР. Музыканты не только путешествовали, но и давали локальные концерты в кафе зарубежных городов. Советскую группу принимали на ура.

Евгений Костин сам активно занимался общественной деятельностью, в составе агитбригад он объездил полстраны, побывал на всех молодежных стройках. От краевого профсоюза его, как ответственного музыканта, не раз отправляли в поездки по городам-героям, организованные для заслуженных работников села.

– Меня попросили подобрать для поездки еще троих музыкантов (непьющих), чтобы развлекать в пути заслуженных тружеников села. Мы сопровождали их на поезде. Разделились по 15 вагонам и веселили народ игрой на баяне. Когда останавливались, начальник поезда просил поиграть на перроне. Пассажиры выходили из вагонов и танцевали, – говорит музыкант.

В 90-е

Когда пришло время перемен, ВИА «Зори Алтая» сначала работал в ресторане «Алтайские зори», затем в новом ресторане «Алтай». 90-е годы для музыкантов выдались хлебными, но рискованными.

За один вечер можно было запросто заработать на телевизор и видеомагнитофон. Но были и проблемы. Новые русские, которые не скупились на деньги за песни, не скупились также и на угрозы, если музыканты сначала исполняли песню по заказу кого-то другого, такого же, как они.

Евгений Андреевич сначала пробовал наладить контакт с новыми хозяевами жизни, уговаривал их вести себя цивилизованно, но потом понял, что это бессмысленно. Выступать стало попросту небезопасно, и он временно меняет сферу деятельности. Начинает гонять машины из Германии, но при этом оставляет за собой ставку завклубом завода мехпрессов.

– Я уехал на стареньких «жигулях», а вернулся на «мерседесе». Знакомые по ресторану новые русские меня зауважали, просили прокатиться, газовали на «мерседесе» и говорили: «Если разобьем, заплатим». На продаже машин можно было тогда неплохо заработать, – вспоминает он.

Снова в строю

Сейчас саксофонист Евгений Костин по-прежнему востребован, собирает публику на вечерах отдыха в санаториях «Барнаульский» и «Сосновый бор».

– Сейчас саксофон снова в моде. А у меня хорошая музыкальная память, могу отыграть за раз по несколько часов. В моем арсенале 200 произведений. Публика очень любит саксофон, некоторые подходят, благодарят. Одна старушка сказала после моего выступления: «Я раньше не знала, как выглядит саксофон. Видела по телевидению – труба и труба, а теперь знаю, какой инструмент такой красивый звук издает. Оказывается, я всю жизнь любила эту музыку», – улыбается Евгений.

Пробовал устроиться в Москве, там у него две дочери, но не смог, скучно стало. Потянуло на малую родину, здесь братья и сестры, друзья, интересная работа.

– Начал искать, где в Москве можно заработать. Пригласили играть на баяне в музее – для фона. Народ есть – я играю. Нет – значит, не играю. Так целый день. 30 тысяч за труд. Отработал немного, скучно стало так целый день сидеть, уволился, – вспоминает он.

На Алтае ему вольнее дышится, лучше работается, и в свои 75 он не думает об отдыхе, а только о новых встречах со зрителем.

Новости партнеров
Фоторепортаж