Как привлечь в село специалиста сельского хозяйства

20:00, 09 июня 2021г, Образование 1381


Как привлечь в село специалиста сельского хозяйства Фото №1

Как вырастить и привлечь в село специалиста сельского хозяйства? Об этом говорили на научно-практической конференции, которая прошла на днях в Алтайском государственном аграрном университете.

По словам ректора единственного аграрного вуза региона Николая Колпакова, сегодня учебное заведение не использует весь имеющийся потенциал: 
«У нас, к примеру, на одного агронома-выпускника три с половиной заявки. Звучит хорошо – насколько востребованы наши ребята, казалось бы. Но… если бы не 14 человек выпускалось. И это при наборе практически в 50. И многие, к сожалению, не планируют возвращаться в село…» На вопрос почему? молодежь, как правило, отвечает так: жить, мол, хочется в комфорте, как в городе.

Как приблизить условия жизни на селе к желаемым? Помочь в этом призвана государственная программа развития сельских территорий, не так давно начавшая работать в стране. Логично, что спикером на встрече со студентами стал депутат Государственной думы Иван Лоор, курирующий программу в нашем регионе – кстати, давний друг учебного заведения, его выпускник.

– Работающую с 2003 года программу социального развития села я называю самой эффективной долгосрочной программой, плоды деятельности которой видны в каждом сельском районе. В Алтайском крае благодаря ей построены три прекрасные школы в Бурлинском, Новичихинском и Хабарском районах, водозаборы в Кулунде, Крутихе. Поэтому я лично всегда выступал против ее сворачивания или распределения средств по профильным ведомствам: строительство ФАПов – Министерству здравоохранения, школ – Министерству образования. Поэтому рад, что в стране заработала новая госпрограмма – преемница развития сельских территорий, которой предусматривается строительство дорог, ФАПов, школ. Сейчас, например, строят современную школу в Тальменском районе стоимостью 550 млн рублей, – сказал Иван Лоор.

В целях и задачах новой госпрограммы – не только улучшение инфраструктуры сёл, но и содействие занятости населения, льготные условия для решения жилищного вопроса специалистов. Единственное, предстоит добиться приоритетного и более полного финансирования программы. Пока, с сожалением констатирует Иван Лоор, финансирование недостаточное: регионы подали заявки практически на 200 млрд рублей, в то время как в этом году на реализацию целевых показателей программы пока выделено примерно 
30 млрд.

Студентов заинтересовал раздел льготной ипотеки для сельских специалистов. Некоторые ребята задавали вопрос по конкретным объектам в своих районах: школы, водопроводы, экология. А вот на вопрос, многие ли из студентов планируют возвращаться в село, руки подняли единицы. Даже если выпускники планируют работать по своей специальности, предпочитают устроиться в городе – дилерских центрах по продаже сельхозтехники к примеру. При этом у ребят, поступающих в аграрный вуз, изначально весьма туманное представление о сельскохозяйственной отрасли, ее профессиях и их перспективах, – говорит Николай Колпаков.

«Приезжают делегации из районов, знакомятся с вузом, бывает, просят дать направление своим ребятам. Хорошо, начинаем прицельно вести разговор: «Сколько человек вы направили на обучение в 2020-м году, сколько вообще ребят учится из вашего района в АГАУ?» Нет ответов. Ладно, тогда скажите, пожалуйста, сколько раз директора хозяйств, агрономы и ветврачи были в школе, рассказывали о своих профессиях, вакансиях, возможностях? И на этот вопрос иной раз нет ответа. А ведь начинать решать профориентационные и кадровые вопросы надо именно с села, со школы», – считает ректор вуза.

Николай Колпаков рассказывает, что университет вводил новшество – интернет-конференции со школами района, во время которых проводились онлайн-экскурсии по АГАУ, пробовали прицельно работать с Тюменцевским районом – проводили встречи в школе, принимали у себя делегации из района… Результат был, хотя и кратковременный.

В финале конференции Иван Лоор предложил продумать проведение дней аграрного университета в районах и делать это системно, на постоянной основе. Чтобы это было не только знакомство школьников с вузом и его специалистами, но также и вуза с селом и его жителями. И чтобы в таких мероприятиях обязательно участвовали коллективные хозяйства, родители, администрации сел и районов.

Фоторепортаж