Как разыграли партию юные шахматисты из Красногорского района

19:50, 17 мая 2023г, Спорт 596


Как разыграли партию юные шахматисты из Красногорского района Фото №1

Фото Олег БОГДАНОВ

Пока край готовился к крупнейшему для шахматистов событию, турниру «Кубок Алтая», корреспонденты «Алтайской правды» следили за ходом партии двух школьников из Красногорского. Девятиклассник Павел Бугай и первоклассник Матвей Плиско – воспитанники тренера Валерия Чепокова, директора спортшколы «Виктория».

«Обычный физрук»

Шахматы – интеллектуальный вид спорта, удел избранных. Тренер навскидку называет лишь несколько лучших своих воспитанников, увлеченных настолько, что способны часами искать красивое решение очередной шахматной задачи.

– Вот сейчас Барнаул с шахматами хорошо поднялся, – рассуждает Чепоков. – Есть там и хорошо оснащенные шахматные клубы, однако ажиотажа прежних лет, когда шахматисты в очереди к столам стояли, сейчас не наблюдается. На мой взгляд, по уровню развития шахматного спорта можно судить об обществе. Эта древняя игра развивает мышление, усидчивость, способность концентрироваться, культуру общения с противником. Я никогда не видел рукоприкладства между шахматистами, что можно наблюдать в других видах. А своим детям пример на сравнениях привожу: ошибку в футболе можно поправить до конца матча. В шахматах – вряд ли. Красивый эндшпиль – это всегда итог каждого хорошо продуманного хода.

«Обычный физрук, окончил пединститут, сейчас директор ДЮСШ и по совместительству – летнего пришкольного лагеря», – говорит о себе тренер. Лет десять назад коллеги попросили его, большого любителя шахмат, организовать детскую шахматную секцию.

Паша как раз тогда к нему пришел первоклассником. Матвей два года занимается, с детского сада – бабушка его после обеда забирала из группы и приводила на тренировки. Тратить время попусту Валерий Чепоков не любит. Умных подростков готов даже бесплатно тренировать, если видит истинный интерес к игре. Энтузиазм этот вполне вознагражден. «Меня мои ребятишки уже запросто обыгрывают», – смеется собеседник.

Мат в один ход

Эти два парня, пропускающие занятия лишь по крайне уважительной причине, сейчас у Валерия Егоровича в любимчиках. Павел один-
единственный остался из тех, с кем начинал десять лет назад, остальные забросили шахматы. Матвей не уступает старшему товарищу, несмотря на свои семь лет. На первенстве района он переиграл 15-летнего партнера, такой казус. А недавно, представляя Красногорье в финале региональной олимпиады «Шахматы в школах», первоклассник составил достойную конкуренцию 22 игрокам более старшего возраста из разных уголков края. Тесты включали шесть шахматных задач и четыре вопроса. В блицтурнире юный спортсмен стал третьим, набрав пять очков из семи возможных.

– Нас подвела теория, там задание было – мат в один ход. Решение записывается в принятой шахматной транскрипции, к примеру Ла4-Ла8 Х, что означает: ладья с поля А4 идет на поле А8 и ставит мат. Матвей все это прекрасно знает, но расписал этот ход стрелочками как смог в силу возраста. В итоге скатился в теории на 3-е место и сильно расстроился. Мы с ним разбирали потом ситуацию, я ему сказал: «Матвей, ты третий в крае, ты обыграл своих сверстников, разве это плохой результат?» Он подумал и согласился со мной, – рассказывает о своем ученике Валерий Чепоков.

Паша своим кумиром называет Магнуса Карлсена. «А я хочу быть как Ян Непомнящий», – вторит ему Матвей.

А в голосе тренера звучит легкая грусть, когда он говорит про своих учеников. Если у первоклассника есть еще вагон и маленькая тележка времени, чтобы определиться с будущим, то Павел к своему 10-му классу явно перерос средний сельский уровень и уже бийчан-барнаульцев обыгрывает. По идее, сейчас самое время ему уходить на физико-математическое направление Бийского лицея, ближайшего к райцентру профильного учебного заведения. Но юноша не готов расстаться с уютным родным селом, с любимым тренером, с друзьями и семьей, хотя с мамой Ириной Ивановной они проговаривали и этот возможный вариант.
А Валерий Чепоков уже точно знает, что поддержит воспитанника, какое бы решение тот ни принял:

– Конечно, мне хочется, чтобы мои ребята получали лучшее образование, занимались с сильнейшими городскими педагогами. Но если они останутся здесь, со мной, не оставлю их, отдам все, что могу и умею сам.

Фоторепортаж