Министерство юстиции России отмечает юбилей

14:17, 09 сентября 2022г, Общество 867


Министерство юстиции России отмечает юбилей Фото №1

Российскому Министерству юстиции исполнилось 220 лет. Так уж вышло, что за два века своего существования ведомство стало обязательным элементом государственной системы, несмотря на все произошедшие за это время в стране политические изменения. И сегодня порядок в правовом пространстве – в его ведении.

В нашем регионе действует Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю – структурное подразделение названного министерства. Накануне юбилея журналисты «АП» побывали в гостях у сотрудников этой службы.

Широкий спектр деятельности

Начальник Управления Минюста РФ по краю Лариса Жданова (на фото) рассказывает:

– На территории края наши задачи определены приказом Минюста России, основные из них: обеспечение единства правового пространства в стране, осуществление государственной регистрации и контроля деятельности некоммерческих организаций, контроля и надзора в сфере адвокатуры, нотариата и государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечение правоприменительных функций в сфере правовой помощи. Минюстом предоставлено управлению более 100 полномочий, которые позволяют в полной мере решать поставленные задачи.

Конечно, выполнить все это в одиночку управлению было бы просто невозможно, поэтому налажено конструктивное сотрудничество с органами государственной власти края, правоохранительными и другими структурами, что способствует эффективному осуществлению деятельности. Но все же сотрудники краевого управления Минюста России год от года выполняют огромную работу по каждому из направлений. В чем же конкретно она заключается?

Требований много

Важнейшая задача и для Минюста России, и для его территориальных органов – обеспечение единства правового пространства. Еще в 2000 году был обозначен курс на приведение нормативных правовых актов субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством. С тех пор копии всех вновь принятых на региональном уровне нормативных актов направляются в территориальные управления Минюста России на правовую экспертизу и  включение их в федеральный регистр.

В базе данных нормативных правовых актов Алтайского края на сегодня свыше 31 тысячи документов, в том числе более 14 тысяч – действующих. И количество их растет. Те, в которых выявляются противоречия федеральному законодательству, оперативно приводятся в соответствие с ним.

Еще одно значимое направление в названной сфере – государственная регистрация уставов муниципальных образований. Приоритетной является работа по оказанию правовой и методической помощи органам местного самоуправления в муниципальных образованиях края, которых на сегодня насчитывается 708. По этому показателю Алтайский край занимает первое место в Сибирском федеральном округе и четвертое – по России.

Смысл государственной регистрации в том, чтобы проверить, соответствует ли устав муниципального образования Конституции России, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними законам субъекта РФ, соблюдена ли процедура его принятия. Ежегодно управлением регистрируется около 700 уставов. В этом году зарегистрировано уже 548.

Также органы юстиции при проведении правовой экспертизы нормативных актов, их проектов и уставов муниципальных образований обязаны проводить антикоррупционную экспертизу. Суть ее в выявлении коррупционных факторов – дефектов норм и правовых формул, которые могут способствовать проявлению коррупции. На сегодня отмечены положительные результаты. В последние годы удельный вес принятых в крае нормативных актов, содержащих коррупционные факторы, незначителен, составляет не более 0,1 процента.

Кроме того, ведется работа и по другим направлениям.

– Мы контролируем профессиональную деятельность нотариусов в части соблюдения правил нотариального делопроизводства, – рассказывает Лариса Жданова. – А что касается адвокатов, то проверяем поступающие обращения по поводу каких-либо нарушений с их стороны от граждан и юридических лиц. Имеем полномочия вносить представления в адвокатскую палату о возбуждении дисциплинарного производства или прекращении статуса адвоката. Иногда, к сожалению, доходит и до такого.

А уж, что касается некоммерческих организаций, то это еще одна живая и требующая постоянного внимания сфера деятельности. Ежегодно появляется около 200 новых организаций, но и исчезает примерно столько же. Количество зарегистрированных НКО на сегодня около 2,5 тысячи.

Важна обоснованная позиция

По словам Ларисы Ждановой, удается сделать все вовремя и качественно, избегать очередей в коридорах, так как в штате управления работают опытнейшие специалисты.

– Радует то, что у нас стабильный кадровый состав, – говорит Лариса Геннадьевна. – Более половины сотрудников – 16 человек – работают в управлении от 15 до 20 лет. А четверо – свыше 25 лет. Стаж от 10 до 15 лет у пятерых специалистов. И молодежь, кто трудится здесь менее 5 лет, тоже есть. У нас развита система наставничества. Принимая на работу молодого человека, закрепляем за ним наставника, который помогает получить профессиональные навыки, освоиться в коллективе.

Штатная численность в управлении – 39 человек, сотрудники имеют высшее образование, в основном юридическое. Это люди, освоившие, как правило, все тонкости своей профессии, умеющие аргументированно отстоять свою позицию в ходе проверок, доходчиво и быстро объяснить представителям подконтрольной организации, в чем конкретно их просчет, что требуется исправить.

Благодаря этому и результаты проверок в последнее время практически не оспариваются.

Алла Мироевская – главный специалист, эксперт отдела по делам некоммерческих организаций. Она более 30 лет проработала в управлении. Занимается регистрацией НКО. Что касается необходимости зарегистрироваться, внести изменения в учредительные документы – по всем таким вопросам представители НКО обращаются к ней. Деятельность НКО регулируют более 200 законов. А опыт Аллы Александровны позволяет ей учесть все тонкости любой ситуации по НКО, когда требуется принять то или иное решение.

Больше 22 лет работает в органах юстиции Елена Шункевич, пришла специалистом, а теперь начальник отдела по вопросам регионального законодательства и регистрации уставов муниципальных образований. Правовая экспертиза всех нормативных правовых актов края, регистрация уставов – все то, чем занимается этот отдел. Она профессионал, специалист своего дела. Организует работу подчиненных надлежащим образом. Часто за помощью в отдел обращаются главы муниципальных образований, когда возникает необходимость регистрации уставов. И здесь их всегда проконсультируют, предложат как типовые, так и индивидуальные проекты уставов. 

– У нас минимальное количество отказов в регистрации, потому что мы стараемся на этапе подготовки документов устранить недостатки, – объясняет Лариса Жданова. – Бывают редко, один-два в год. Как правило, это касается нарушений порядка принятия устава или наличия положений, противоречащих закону. Причинами, по которым допускаются нарушения, становится чаще всего незнание действующего законодательства. Но в дальнейшем представители муниципалитетов после устранения выявленных нарушений имеют возможность вновь представить документы на регистрацию. Делаем это достаточно быстро. На сегодня у нас развиваются электронные сервисы, в том числе и устав можно представить таким образом. И муниципальные образования этим правом пользуются. Более 100 уставов муниципальных образований, поступивших в этом году в электронном виде, были зарегистрированы управлением. 

Татьяна Решетникова почти 23 года работает в управлении. Пришла специалистом, теперь один из опытнейших начальников отдела, где и регистрация НКО, и контроль за их деятельностью.

Елена Митрохина более 23 лет в управлении, один из опытнейших работников. Сейчас является специалистом отдела по вопросам регионального законодательства.

Эти сотрудники и обучают вновь принятую в штат молодежь. Под их руководством молодые специалисты вникают в профессию, в суть работы, которой занимается ведомство.

Сама Лариса Жданова также работает в управлении свыше 14 лет. Пришла туда, получив значительный опыт: окончив юрфак АГУ в 1989 году, проходила службу в органах прокуратуры. В 1998-м работала в управлении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

В 2003 году Лариса Жданова была назначена на должность заместителя начальника краевого учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество. В 2008 году после очередного реформирования поступила на службу в управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю. Затем, после ухода на заслуженный отдых руководителя Управления Минюста Алексея Владимировича Кулика,  Лариса Жданова была назначена на эту должность.

– Я хорошо знала коллектив, – рассказывает Лариса Геннадьевна, – сильные и слабые стороны каждого сотрудника, так как была заместителем руководителя несколько лет. И сейчас ценю каждого из подчиненных, считаю, что здесь собрались уникальные специалисты.

К юбилейному дню подготовлены награды для каждого работника, все в коллективе получат поощрения. А торжество состоится сегодня, 9 сентября.

Фоторепортаж