Как скульптор Сергей Мозговой решил сделать Кощея бессмертным туристическим символом Алтайского края

17:30, 26 декабря 2014г, Культура 4428


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Какое-то время назад в России развернулось настоящее соревнование за сказочных героев: Великий Устюг забрал себе Деда Мороза, Муром – Илью Муромца, Кострома – Снегурочку, Палех – Жар-птицу. Делят и делят, казалось бы, нам-то что? Где Алтай, а где сказка? Но в 2011 году барнаульский скульптор Сергей Мозговой предложил сделать туристическим брендом нашего края не кого-нибудь, а главного злодея русских сказок – Кощея Бессмертного!

И вот прошло три года и в 2014 году сказка стала былью!

Как сказка попала на Алтай

Хотя идея сделать Кощея сказочным брендом Алтая нашумевшая, но среди читателей «АП» наверняка есть те, кто ничего об этом не слышал, поэтому поясним: Кощей Алтаю не чужой. Именно на Алтае, в селе Озерки нынешнего Тальменского района, режиссер Александр Роу снимал в 1944 году фильм «Кощей Бессмертный» (рабочее название фильма – «Конец Кощея Бессмертного»). Места, где богатырь Никита Кожемяка бился с Кощеевым воинством за землю русскую и за свою любимую, Марью Моревну, в Озерках с тех пор зовут Кощейкой.

Как и Кощея, и сказку, и съемочную группу занесло в те годы на Алтай? Александр Роу к началу войну был уже известен как киносказочник. В 1941 году он заканчивал работу над фильмом «Конек-Горбунок». Хотя Роу был наполовину ирландец, а наполовину грек, но он понимал, что идет война добра со злом – та самая, которая и составляет суть настоящей серьезной сказки. В воспоминаниях Роу говорится: «И вот в затемненной Москве собрались мы, киносказочники со студии «Союздетфильм», и, обсудив, решили в присущей нам сказочной форме создать фильм об исконном патриотизме русского народа, о сильномогучих богатырях – наших великих предках, об их храбрости, мужестве, беззаветной любви к Родине – в общем, иносказательным языком киносказки, избегая прямых аналогий, рассказать о грозных событиях тех дней».

Но из-за наступления немцев киношников эвакуировали в Среднюю Азию. Роу работал над боевыми киносборниками, однако про фильм не забывал. В производство его запустили в 1942 году, но по причине военного времени процесс затянулся. Да и встал вопрос: где снимать?

По легенде, тут кто-то рассказал Роу об Алтае: о его таежной красоте, о вековых деревьях, «простирающих свои косматые ветви до облаков», о «зарослях папоротника, достигающих высоты всадника, едущего на высоком коне». В общем, Роу не устоял.

«Столяров был красавец без всякого грима»

В 1944 году Роу приехал в Озерки. Актеров с ним было немного – Сергей Столяров, исполнитель роли Никиты Кожемяки, Галина Григорьева (Марья Моревна) и Иван Рыжов.

– Григорьева была после тифа, стриженная налысо, – рассказывает жительница Озерок Галина Михайловна Мартыненко, девятилетней девочкой участвовавшая в съемках фильма. – Но как загримируют, выйдет – такая красавица! Когда она была в гриме, Столяров на обеде кормил ее с ложечки. А мы, девчонки, подглядывали… Столяров был красавец без всякого грима, все наши девчонки были в него влюблены – настоящий русский богатырь!

Александру Дмитриевичу Журавлеву было в те дни 17 лет. В съемках он не участвовал, но видел и Роу, и Столярова, как говорится, вблизи.

– Наш дом стоял на краю, возле леса, и они пришли как-то к нам после того, как набрали грибов, – рассказывает нам Александр Дмитриевич. Ему уже под девяносто, но он еще полон сил, и память отличная. – Мама начала разбирать, половину грибов отбросила – поганки. Москвичи, они в грибах не разбирались. Те, что остались, нажарила, они поели, поблагодарили. Через несколько дней еще зашли – уже грибы все были годные…

В июле 1944 года в нашей газете было опубликовано объявление: «Киноэкспедиция «Союздетфильма» по съемке художественного фильма «Конец Кощея Бессмертного» приглашает для участия в киносъемках на ст. Озерки лиц мужского и женского пола разного возраста». Возможно, кто-то приезжал на съемки, например, из Барнаула, но большинство были жители станции и села Озерки. К сожалению, их рассказы стали записывать лишь недавно. Так что теперь каждый факт, каждое имя на вес золота...

– Съемки шли у озера Большое Займище. Кощеево воинство играли местные мужики – так и ходили по деревне в перерывах между съемками в шлемах с рогами, в доспехах. Деревенские называли их чертями, – рассказывает Елена Новоселова, учительница Озерской школы и по совместительству директор школьного музея, хранитель озерских легенд. – Была построена целая деревня. Правда, дома имели три стены. На одной фотографии видна даже церковь. Потом эту деревню сожгли для фильма. В фильме есть кадры – горит поле хлеба (в Озерках называли «поле на Рогульках», оно сейчас в Первомайском районе). Для этого специально получали разрешение из Москвы.

– Когда сожгли поле ржи, говорили, что кто-то написал жалобу в Москву. Ведь хлеб! – вспоминает Галина Михайловна Мартыненко. – Но оттуда ответили: «Кино себя окупит». В фильме есть кадр: Марья Моревна стоит на балкончике, а мы, дети, идем и песню поем. Я и сейчас эту песню помню: «Весна-красна, на чем пришла…»

Холодушки, голуби и медведь

В сказке Никита Кожемяка разговаривает с жабой и она пророчит ему беду. Спецэффектов и компьютерной графики тогда не было. Жаба, да такая, чтобы коллективный Станиславский прокричал: «Верю!», нужна была живьем.

– А тогда у многих жабы были в погребах – жабу и в молоко бросали, чтобы молоко не скисало, такую жабу называли холодушкой, – припоминает Галина Михайловна. – И вот понесли холодушек режиссеру. Он какую-то выбрал. За нее деньги платили, но сколько, не помню… На нашем озере были лилии, но киношники еще сделали свои, искусственные, очень красивые…

Голубей, требовавшихся для фильма, покупали после предварительного кастинга, о котором 4 июля 1944 года объявлено было опять же через нашу газету: «Киноэкспедиция «Союздетфильма» покупает за наличный расчет голубей (разных мастей). Для осмотра голубей просьба сообщить свои адреса с указанием часов осмотра по адресу: Барнаул, почтамт, до востребования киноэкспедиции «Союздетфильма». Так что и «Алтайская правда» немного причастна к сказке…

А еще требовался медведь. Медведей в погребах никто, понятно, не держал, и в лесу наловить – дураков не было. Поэтому в медвежью шкуру обрядился кто-то из местных рабочих.

В титрах записано, что Старика-сам-с-перст, который дарит Никите Кожемяке шапку-невидимку, сыграл Георгий Милляр.

– Нет, Милляр не приезжал, – твердо говорит Александр Дмитриевич Журавлев. – А старика сыграл наш озерский дед Мотовилов, у него была настоящая окладистая борода…

Актерам платили, правда, сколько, установить не удалось. Галина Михайловна Мартыненко говорит, что получила то ли 18 рублей, то ли 180. На что пошли деньги, тоже не помнит – видимо, не так уж велика была сумма. Зато на память всем озерским девчонкам, участвовавшим в съемках, остались цветные ленты, по воспоминаниям, из атласа.

– Эти ленты были вплетены у нас в косы. И нам разрешили после съемок ленты оставить, – рассказывает Галина Михайловна. – Как мы были рады! Жили-то тяжело. Война…

А еще Галина Михайловна помнит, что детей в ту летнюю жару угощали мороженым и пирожными. Может, Роу, решив порадовать деревенскую детвору, и правда нашел где-то эти наверняка редкие для военного времени лакомства?

Съемки в Озерках продолжались три месяца. Потом киношники уехали и вернулись весной 1945 года с готовым фильмом. Так что в наступающем году у фильма 70-летний юбилей!

В воспоминаниях Роу записано: «Сельский клуб не смог вместить всех желающих. Пришлось «раздвинуть» стены – натянуть полотно на улице, перед входом в клуб, и фильм сразу же посмотрели сотни зрителей».

Александр Дмитриевич Журавлев на премьере не был – его уже призвали в армию. А вот Галина Михайловна все помнит – и простыню вместо экрана, и то, что по просьбам озерцев фильм показывали вновь и вновь.

– На станции показывали фильм бесплатно, – говорит она. – Всем понравилось. Мне только жаль было, что себя не увидела, узнала только подружку Веру Лазареву…

В Барнауле премьера состоялась 9 мая 1945 года. Никита Кожемяка побеждал Кощея, оказавшегося не таким уж бессмертным. Это было как раз в те дни, когда сообщения о смерти гитлеровских главарей публиковались в газетах мелким шрифтом, как бы между прочим. Фильм заканчивался словами: «После грозы лучше старого, краше прежнего расцветет Русь» – и всем наверняка хотелось верить, что так и будет…

В сказку!

Идея сделать Кощея туристическим брендом Алтая появилась в 2011 году.

– Я часто бываю в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая, оттуда узнал историю фильма о Кощее и подумал, что это надо развивать, – рассказывает скульптор Сергей Мозговой. – А в 2011 году регионы стали расхватывать сказочных героев. И я подумал, что Кощей мог бы быть сказочным брендом Алтая. Это ведь по-настоящему масштабный персонаж, имеющий мировую славу. На фильмах Роу учились американские режиссеры. Я на днях смотрел «Хоббита» – в нем очень многое перекликается с «Кощеем»…

Так как СМИ рассказали об этой идее в первых числах апреля, поначалу многие отнеслись к ней как к шутке. Многие, но не директор Тальменского краеведческого музея Людмила Смирнова. Она как раз увидела в этом практическое зерно.

– Мы и до этого возили наших гостей на место съемок фильма, рассказывали всю эту историю. И я видела интерес не только у россиян, но и у иностранных гостей из Германии, Тайваня, Гонконга. В 2009 году для ученых и музейщиков сибирского региона мы устраивали огромное представление «Кощей Бессмертный на новый лад», в котором участвовало 300 человек – это наши народные коллективы, школы искусств. И на опыте семейного туристического маршрута «Счастливы вместе» я видела, что рассказ о съемках сказки про Кощея очень интересен и взрослым, и детям, – говорит Людмила Смирнова. 

Людмила Александровна если что задумала, то сразу делает. Этому подтверждение – целый список выигранных грантов и осуществленных проектов. Она быстро подготовила и подала заявку на президентский грант в области культуры «Веселый сказочник тьмы. Александр Роу». Весной 2013 года стало известно, что заявка Людмилы Смирновой выиграла.

– Проект признали имеющим общероссийское значение и сумму гранта увеличили с 550 тысяч рублей до 600 тысяч, – рассказывает нам Людмила Александровна.

В сентябре 2014 года в музее открылся зал, посвященный фильму Александра Роу. Теперь здесь огромный экран, позволяющий – единственный в районе – смотреть сказки в 3D. Портрет Александра Роу, кадры и персонажи его сказок, уникальная книга о режиссере, выпущенная на его родине, в городе Юрьевце Ивановской области, и подаренная музею совсем недавно. Есть и сундук, и утка (ведь смерть Кощея на конце иглы, игла – в утке, утка – в зайце, заяц – в сундуке, а сундук – на дереве). А главное – огромный, двухметровый Кощей! Сказочного злодея вырезал из дерева Сергей Мозговой.

– У людей, которые узнают от нас эту историю, восторг и удивление, – говорит Людмила Смирнова. – Сказка ведь всем знакома с детства, но никто не мог и думать, что все это снималось в наших местах…

Как это работает, мы видели своими глазами. Школьники, которые пришли в музей, оказавшись в зале, вертели головами, рассматривали Кощея. На вопрос, знают ли они про Кощея, дети закричали: «Да!» – и на вопрос, смотрели ли про него сказку, тоже «Да!». Это свойство настоящих сказок – дети их все равно знают, даже если по телевизору целый день показывают про эльфов…

Каким может и должно стать не сказочное, а реальное продолжение этой истории?

– Можно восстановить в какой-то мере сказочный городок или сделать галерею сказочных героев из дерева, – говорит Сергей Мозговой, с идеи которого все и началось. – Мы, скульпторы, могли бы собраться и за несколько дней сделать, как это было в рамках фестиваля, например, в Сростках… 

А еще это могут быть лавки ремесленников, сувениры, экскурсии по местам событий, этнографические концерты, впечатления и эмоции – все то, ради чего люди готовы ехать за тридевять земель в Тридевятое царство, то есть в сказку, к нам…

Фоторепортаж