На что жалуются алтайские предприниматели бизнес-омбудсмену

08:44, 16 ноября 2021г, Общество 713


27 ноября исполнится год, как Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Алтайском крае стал Андрей Осипов. Мы решили подвести предварительные итоги его работы на новом посту.

- Андрей Геннадьевич, давайте начнем с ваших функций.

- Существенная часть работы уполномоченного состоит в том, чтобы рассматривать жалобы на действие государственных либо муниципальных властей. Одно дело, когда сам предприниматель бьется за справедливость, а другое, когда приходит ему на помощь институт уполномоченного. Это государственный орган, на запросы которого обязаны отвечать чиновники.

- С какими бедами чаще всего обращаются к бизнес-омбудсмену?

- За 10 месяцев в аппарат уполномоченного поступило 213 обращений, из них 117 письменные. Есть жалобы, связанные с возбуждением против предпринимателей уголовных, административных дел. Но наиболее часто встречаются проблемы, посвященные земельно-имущественным отношениям, таких почти 20%. Например, обращают внимание на завышение стоимости аренды, на преждевременное расторжение договора аренды или на то, что власти запрещают предпринимателю участвовать в выкупе имущества.

Мы оказываем юридическую поддержку, мы также имеем право обращаться в контрольно-надзорные органы. Кстати, каждый десятый предприниматель недоволен их работой, а 8% - действиями налоговиков. Бывает, что они закрывали ИП, а мы опротестовывали такие решения.

В 12% заявлений посвящено злоупотреблениям со стороны судебных приставов. Частенько те вовремя не снимают аресты со счета или арестовывают на всякий случай все имущество, в то время как исполнительный лист выдан судом на небольшую сумму. Благо у нас и с управлением ФНС, и со службой судебных приставов есть соглашения о сотрудничестве, что позволяет разруливать конфликтные ситуации.

На нашей стороне и такой серьезный орган как прокуратура Алтайского края, и мы туда часто обращаемся. И с ее помощью достаточно много решается вопросов.

Участвуем в судебных заседаниях, в том числе и в арбитражных, в качестве третьего лица, не предъявляющего самостоятельные требования.

- Всегда ли получается защитить бизнесменов?

- Примерно в половине случаев. Часто чиновники ссылаются в своих решениях на нормативные акты. И их можно понять. Если они нарушат закон, то завтра к ним придет прокуратура и спросит: «Почему вы так поступили? Может, вам взятку дали?».

Мы контрольно-надзорные органы просим, чтобы они при первом нарушении не штрафовали предпринимателей. А в ответ слышим, что закон запрещает ограничиваться предупреждением, когда нарушение создает угрозу жизни и здоровью граждан. Если инспектор не выполнить закон, то прокуратура опять же его обвинит в коррупции.

- Как вы поступаете, если один предприниматель жалуется на другого?

- В такие споры обычно не вмешиваемся. Вот если надо защитить от претензий естественных монополий, то в этом случае принимаем на себя посредническую роль.

В пример можно привести ситуацию с торговым центром «Республика», когда новый собственник потребовал от арендаторов более высокую оплату, чтобы эти деньги направить на ремонт помещения. Арендаторы пришли в аппарат уполномоченного с жалобой, но мы посчитали, что у каждой стороны есть своя правда и предложили помочь им договориться.

Фоторепортаж
Блоги