Водителю ООО «Рассвет» подарили автомобиль за победу в трудовом соревновании

12:12, 27 ноября 2015г, Общество 1729


1
1

Александр Скрыпников, водитель ООО «Рассвет», позирует мне возле своей «боевой единицы». Лукавый прищур голубых глаз, добродушная улыбка, непринужденность в общении. И только глубокие морщины на обветренном лице да узловатые натруженные руки выдают большой жизненный опыт, который за плечами у этого простого сельского шофера.

В благодарность за многолетний труд и достижение высоких производственных показателей в индивидуальном трудовом соревновании в сфере сельскохозяйственного производства в этом году Александр Скрыпников удостоен Почетной грамоты администрации Алтайского края и ценного подарка – автомобиля. Заслуженную награду ему и другим победителям регионального трудового соревнования 26 ноября вручили на торжестве, посвященном Дню работника сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.

«Нам друг без друга нельзя»

– Сорок два года безаварийной езды, – не без гордости рассказывает Александр Александрович. – Двадцать семь из них я на этом «газике». Получил его еще в колхозе нулевым, с тех пор никому не передавал. Сколько раз уже перебирал его своими руками! Родной в нем только что каркас: кабина, задний мост, рама. Кабину многократно с братом подваривали, латали – за столько лет сгнило железо. Но на другую машину уже не пересяду. Мы вместе до конца теперь. Уйду на пенсию, его не станет – спишут в утиль.

Не доверяет водитель своего железного друга никому. Если попросят куда-то съездить, сам за руль садится. «Не свое, потому и не жалеют! Дал как-то одному, слышу – визжит мой «газик». Куда ж ты ему «чкаловских» вваливаешь?! Что ж ты мне рассказываешь, что он оборотов не боится?! Я-то езжу потихоньку. Выхожу на оперативный простор, смотрю, куда поземка метет, ловлю вакуум, чтобы палатку по борту не трепало, и на крейсерской скорости 30-40 километров конопачу! Тише едешь – дольше на машине проработаешь», – делится Александр Александрович.

Александру Скрыпникову 62 года. Родом из села Поперечного Каменского района. Здесь всю жизнь прожил, семьей обзавелся, здесь трудится больше четырех десятков лет на одном предприятии. В 1973 году после автошколы пришел в колхоз «Прогресс», получил старенький ЗИЛ-164. Немного поработал – и в армию. В Барнаульском 8-м отдельном специальном моторизованном батальоне милиции сел за руль ГАЗ-69 и с тех пор прикипел душой к «газикам». Вернулся в родной колхоз, сначала получил бортовой ГАЗ-52, в 1988 году пересел на новенький самосвал ГАЗ-53. С тех пор на нем и трудится. Хозяйство не раз сменило хозяев, форму собственности и название, а Скрыпников на пару со своим проверенным помощником по-прежнему в его строю.

По труду и честь

– Раньше в колхозе 50 машин было и водителей много, – вспоминает мой собеседник. – Попасть в гараж было престижно. Конкуренция была. Но и работы хватало. Порой без выходных – то за щебенкой в Камень, то за углем, это помимо основной работы. Один год, помню, из Бийска зерноотходы на корм скоту доставляли по зиме. А потом еще целая эпопея в конце 70-х была – зимой в Майму сено возили, там какая-то проблема приключилась. Восемьдесят машин из Камня и Крутихи десять суток работали в страшенный буран. Про то даже в «Красной Звезде» писали. Тогда получил я почетную грамоту и трельяж за 114 рублей.

Были и другие поощрения. Только по разным причинам в трудовой книжке не все отмечено. А где и отмечено, так не записано за что. «1979 год. Почетная грамота и премия 5 рублей» – за что про что, уж и не упомнить. Но главные достижения Сан Саныч (так по-простому зовут его коллеги) все равно помнит. Рассказывал, с каким азартом и энтузиазмом раньше трудился в колхозе народ. Победить в соцсоревновании для многих было делом чести.

– Тогда не по восемь часов в страду работали, как сейчас порой, – рассказывает водитель. – До четырех утра на уборке. С утра уже заглядывали в путевки друг друга – кто сколько вывез. Ага! Он 15 машин, а у меня только 14! Надо сегодня поднажать. Боролись за то, чтобы попасть на дальние поля – там норма поменьше, а заработок, если порасторопнее будешь, совсем другой, уже не три рубля, а все 15. Если тысячу центнеров с поля вывез, значит, масть пошла!

– Бывало, на кромке поля сторожишь, когда комбайн заполнится, а у самого уже два бункера «Нивы» в борту. А он, комбайн, как назло, на другом конце загонки замигал! Через все поле с таким грузом не попрешь. Чертыхнешься, уступишь другому водителю, – смеется мой собеседник. – А если уж кого колесо подвело или другая поломка случилась – так не зевай, своего не упусти. Но без дури. Если кому серьезная помощь требовалась, всегда на выручку приходили. Было, до полуночи возил зерно с поля, потом сломался крепко. С ночи разобрал механизм, а утром в шесть часов уже с мужиками обратно собирали, чтобы вовремя опять на работу. Взаимовыручка была.

Рассказывал Сан Саныч, как его звено первое место по району на кормозаготовке взяло. Вывозили сено с покосов. «Беларус» тележкой таскал тюки. Скрыпников прицепил и к своему «газику» телегу, чтобы на 300 процентов норму выполнить. Сам кидать сено на борт помогал – дело быстрее шло. Победу в соцсоревновании одержали. Но до сих пор печаль сохранилась, что не дали обещанную и трудом заработанную туристическую путевку по России.

Скромно, но весело

С удовольствием рассказывает Сан Саныч о детстве своем босоногом. Его родня по отцовской линии в свое время перебралась в Поперечное с Украины. В селе так один край и считают хохлацким. Улицу Украинской нарекли. Скрыпников вспоминает свою строгую бабушку, которую он звал строго на «вы». При ней ругнуться ни-ни. Да и не принято тогда было на старших голос повышать.

Добрым словом помянул, как весело справляли праздники на селе – целыми улицами выходили, столы накрывали чем бог послал. И песни пели. А как пели! Затянут, бывало, украинские протяжные напевные мотивы, что душа сворачивается. И не было разговоров, что денег нет: не было их особо ни у кого. Жили как могли, помогали друг другу.

– Сегодня люди изменились, замкнутые стали, озлобленные какие-то, завистливые, – с сожалением констатирует селянин. – Общаться меньше стали. Конечно, влияет то, что колхоз теперь не центр жизни села. Частник за деревню не радеет – берет свое, и все на этом. А люди для него – рабочая сила. Человека нет.

С душой и по совести

На встречу со мной Александр Скрыпников спешил из соседнего поселка Раздольного, куда он возит на вторую бригаду дробленку и зерноотходы для скота. Плюс подвозка концентрированных кормов животным. В межсезонье и зимой это основная часть его разъездной работы. Главная – на мехтоку, где Скрыпников трудится уже 15 лет. И оператором, и на обслуживании зерноочистительной техники, и на вывозе зерна на склады. Летом, понятно, жаркая пора. Посевная, уборочная. С рассвета до заката в поле. И по мехтоку мотается как челнок.

– Я как-то подсчитал, – рассказывает с юмором мой собеседник, – пока тридцать машин с тока вывез, сто раз залез в машину и вылез из нее. Во физкультура! А руль «газика», груженного под завязку, попробуй на поле проверни! Суставы болят, конечно. Даже лекарство импортное дорогущее пришлось покупать – помогло, полегче стало.

За здоровьем мужа пристально и заботливо следит супруга Сан Саныча Галина Васильевна. Она более 40 лет трудится в местной амбулатории медсестрой. Каждое утро муж проходит у нее «медкомиссию». Если давление шалит, получает из родных рук таблеточку и выполняет предписание – полежать несколько минут, пока давление в норму не придет. Александр Александрович совсем не пьет и не курит – завязал с этим «баловством» лет восемнадцать назад. 

– В наше время пьяным застанут – работы лишишься вмиг, – вспоминает водитель. – Мы тоже, бывало, чего греха таить, утром «трубку» на медкомиссии пытались обмануть всякими способами. Но сказать: «Я выпил, не могу выйти на работу» – упаси господь! Ко мне, пенсионеру, сейчас вечером иной раз обращаются с просьбой срочно куда-то съездить. Почему? Потому что не пью.

Спокойный, общительный, добродушный и очень ответственный, Александр Скрыпников на хорошем счету не только у руководства хозяйства, но и у односельчан. В его умелых руках спорится любое дело. Никому в помощи не откажет. Любит свое село, труд сельский уважает, работу свою делает с душой. Его аккуратности могут позавидовать иные женщины. Старичок «газик» как с картинки – ухоженный, чистый. Сам водитель всегда собран и педантичен. На таких тружениках и держится село.

Материал подготовлен при поддержке Главного управления сельского хозяйства Алтайского края.

Фоторепортаж