Как рисование на стене стало для жителя Барнаула не просто увлечением, а профессией

07:48, 25 марта 2024г, Культура 994


Фото: Николай Замятин
Фото: Николай Замятин

Рисование граффити и муралов давно уже перестало быть андеграундом. Сегодня стрит-арту посвящают фестивали и престижные конкурсы, а художники получают официальные разрешения на украшение стен своими работами. Корреспонденты «АП» поговорили с одним из тех, для кого рисование на стене стало не просто увлечением, а профессией.

Действительно классика

Николай Замятин – художник, мастер по аэрографии с 15-летним стажем. Рисованием занимается с самого детства. Начал в художественной школе, продолжил в педагогическом колледже и Институте архитектуры и дизайна алтайского политеха.

Фото: Николай Замятин фото
Фото: Николай Замятин

Сюжеты, которые выходят из-под пера Николая, самые разные. Есть здесь и фантастические персонажи мультфильмов, и герои сериалов, и люди, которые есть или были частью нашей реальности.

– Интересна та тематика, которая откликается в тот или иной период времени. Тогда рисовать действительно хочется. Люблю сюжеты, связанные с историей, а также те работы, где есть порт­реты личностей, – рассказывает Николай Замятин. – Потому что считаю, что одно из самых сложных для рисования – человеческие лица. Можно сказать, шаг влево, шаг вправо, и уже не похоже. Есть неуловимые черты, личностные визуальные особенности, которые делают всех нас неповторимыми. Это нужно почувствовать, чтобы получилось правильно.

В последнее время художник часто занимается фасадами. Как правило, эти работы большие, многие их видят, а потому и много обратной связи. Так, два года назад в краевой столице появилось изображение на стене детского сада «Стрижи». В центре города портрет Германа Титова украсил корпус АлтГУ на Димитрова. А на жилом комплексе «Классика» по Павловскому тракту после работы тандема Николая Замятина и Ивана Ильющенко можно увидеть сюжеты и отрывки из произведений Пушкина. Вот уж где действительно – классика.

Размером с пятиэтажку

Прошлым летом Николай вместе с командой помощников выполнил крупную работу на 24-этажном здании в районе Речного вокзала. Сам фасад огромный: только изображение – логотип – размером с пятиэтажку. Задача тоже была не из простых. Все на большой высоте, где и ветер другой, и микроклимат около реки особый. Когда работал, столк­нулся с тем, что люльку сильно болтало в разные стороны. Это усложнило весь процесс.

– Боюсь высоты в самом начале. Когда прирабатываешься, постепенно привыкаешь к этому. Как и ко многому человек привыкает. Конечно, сначала страшно, приседаешь. Первые разы было настолько жутко, что… Даже не знаю, с чем это можно сравнить, – делится Николай. – Но мыслей бросить дело не было. Меня воспитывали так, что нужно идти до конца, доделывать начатое. За годы это укоренилось в голове. Могу отказаться от работы только в самом начале, если вдруг она противоречит моим убеждениям, или нет возможности найти компромисс с заказчиком.

Еще есть муралы в Берёзовке рядом с Барнаулом, в Новосибирской области в Черепанове. Одно из зданий, которое тоже стало настоящим арт-объектом, находится в Киргизии, в закрытом пограничном городке. А портрет участника СВО Олега Шипицина расположен на одном из домов Рубцовска.

– Там очень сложная поверхность фасада – из отдельных металлических элементов с разным покрытием. Из-за этого на одном из участков начались проблемы, – говорит Замятин. – По­этому с наступлением тепла будем корректировать изображение, приводить его в порядок. Но это нормально, в нашей творческой деятельности и такие сюрпризы бывают. При высокой ответственности – ведь делаешь все для людей – повышается и желание сделать работу интересной, грандиозной. Такая любопытная взаимосвязь. Если берешься за фасад, то его при любых условиях нужно обязательно сделать хорошо.

Думают, это печать

Некоторые работы Николая больше похожи на фотографии. Это примеры гиперреализма. Так, например, выглядят портреты Стивена Хокинга и Жака Фреско в РАНХиГС. По словам художника, такие изображения – самые сложные с точки зрения технического воплощения.

– Ради того, чтобы получить такой эффект, ездил на обучение в Петербург в Международный центр аэрографии «Арт–Техника» (сегодня он уже не существует). Это была лучшая школа в мире по этому направлению – они с выездными программами ездили и в США, и во Францию, и в другие страны, – рассказывает он. – И все, кто рисует и занимается аэрографией, на них поглядывали, задавались вопросом: как нарисовать, чтобы было не отличить от фотографии? У меня был такой же вопрос. Понял, что это еще большие концентрация и погружение в процесс.

Фото: Николай Замятин фото
Фото: Николай Замятин

Для этого досконально изучается изображение и каждый кусочек детально прорабатывается: каждая пора на коже, каждая точка. Так получается точная копия. Это не совсем творческая работа в классическом понимании, но невероятно сложная по техническим параметрам.

– Когда люди видят результат, то думают, что это не ручная работа, а наклейка. С одной стороны приятно, с другой – не все понимают эту тонкость, думают, что это печать. Ведь нет ничего удивительного, если распечатанная фотография, пусть и большого формата, висит на стене, – отмечает художник.

Уже почти 4 года у Николая есть своя онлайн-школа. Начинают здесь с подготовительных упражнений, которые помогают довести работу с аэрографом до автоматизма.

– Кроме меня есть и другие преподаватели. Так, например, Алексей Баданин из Санкт-Петербурга проводит урок по цветоведению, цветовому спектру и оптическому смешению цветов. В программе и лекции от известного графика Николая Зайкова, – говорит он. – В скором времени школа будет работать и офлайн – многие об этом просили. Кому-то хочется прийти и вживую пообщаться, кому-то нужен такой формат учебы, потому что тяжело себя замотивировать заниматься самостоятельно.

Среди новинок и робот-художник, который тоже теперь в команде Николая. Он станет хорошим подспорьем для мастера.

Фоторепортаж