В барнаульском музее проходит выставка «Герои и романтики. Портрет целинной эпохи»

19:14, 03 февраля 2024г, Культура 1533


В барнаульском музее проходит выставка «Герои и романтики. Портрет целинной эпохи» Фото №1

Фото Олег БОГДАНОВ

В Государственном художественном музее Алтайского края открылась выставка «Герои и романтики. Портрет целинной эпохи» к 70-летию с начала освоения целинных и залежных земель. Первая в этом году музейная экспозиция включает 27 произведений алтайских мастеров.

Особое место

– В нашем музее огромное количество экспонатов. Мы выбрали часть из тех, которые посвящены освоению целины. Этот период – особая часть нашей истории. Целинный процесс уникален, потому и тематика – исключительная особенность нашего русского изобразительного искусства, – рассказывает Евгений Пешков, старший научный сотрудник музея, куратор выставки.

Алтайский край занял особое место в процессе освоения целины. Располагая богатыми земельными ресурсами, наш регион стал одним из участников эпопеи. За период с 1954 по 1960 год в Советском Союзе было поднято более 16 млн гектаров земель, в том числе 2,9 млн гектаров на Алтае.

В ночь с 28 февраля на 1 марта 1954 года в Барнаул прибыл первый в стране эшелон с первоцелинниками из Москвы. Только за один год – 1954–1955 – в наш край приехали 50 тыс. человек из 40 областей СССР. Именно на Алтае был дан старт освоению целины в стране.

1,5 млн тонн зерна намолотил Алтай в доцелинный 1953 год. А уже в 1954 году земледельцы получили 6,7 млн тонн зерна. Только на вновь распаханных землях в первый год алтайские целинники намолотили 1,6 млн тонн зерна.

– Целинная эпопея – событие, сильно повлиявшее на экономическую и культурную жизнь региона. Для края оно стало по-настоящему эпохальным. Потому музей не смог обойти его стороной. В наших фондах работы не только алтайских художников, но и творцов из центральных регионов страны, которые приезжали сюда в командировки, – продолжает Евгений Пешков.

Как поднимали целину

Целинная эпопея широко освещалась художниками, прибывшими на Алтай вместе с простыми тружениками. Именно они создавали летопись тех героических лет, когда люди ехали на новые места, осваивались в непривычной обстановке, ставили в полях палатки и вагончики, трудились, устраивали быт и отдыхали. Этот период связан и с небывалым расцветом художественной жизни на Алтае. Стали появляться мастера, которых сегодня мы называем классиками алтайского изобразительного искусства.

Эта выставка юбилейная, ее особенность в том, что показаны работы, которые ранее зритель не мог увидеть. Так, например, отдельный зал выставки занимает «Обь целинная» Чернова и Добровольского. Ее знают многие по репродукциям, опубликованным в разных изданиях. Но при этом ограниченное число работ из этого сюжета экспонировалось.

– А между тем серия большая – 15 произведений. Наконец-то для этой экспозиции тринадцать из них мы оформили – показали практически все. На них можно увидеть сбор, процесс погрузки урожая на баржи и транспортировки по Оби, как зерно прибывало на элеватор и помещалось в хранилища. Несколько работ посвящены функционированию фарватера и отдыху целинников, – объясняет куратор выставки. – Одно из полотен – оно расположено прямо на входе – очень эффектно. Это «Ток» Чернова. Как и вся серия, работа выполнена в темперной живописи, что придает матовость слою. Есть здесь благородное сочетание красок – золотисто-красноватые цвета и оттенки.

Знаковым этот раздел получился еще и потому, что в этом году будет отмечаться юбилей его авторов – 100 лет со дня рождения Семёна Чернова и 95 лет со дня рождения Владимира Добровольского. Этим датам музей планирует посвятить отдельные экспозиции.

Фото: Олег Богданов фото
Фото: Олег Богданов

Фото: Олег Богданов фото
Фото: Олег Богданов

Аромат свежевспаханной земли

Специально к выставке было оформлено и восемь графических листов Андрея Вагина – одного из ярких создателей художественной летописи трудовых будней целинников. В составе первых целинных отрядов он работал на местах создания поселков. Именно во времена целинной эпопеи Андрей Григорьевич навсегда связывает свою жизнь с Алтаем, а тема освоения целины на долгие годы становится ведущей в творчестве мастера. Очень красивые по цветовым решениям, интересны его полотна и по сюжетам.

– Хочется сказать и о таких классиках алтайского искусства, как Михаил Будкеев и Фёдор Филонов, чьи живописные работы представлены на выставке. Они работали на Алтае, отображали в своих произведениях зарождение целины – первые шаги, самое начало. Неслучайно многие полотна этих мастеров датированы 1954 годом, – продолжает Евгений Пешков. – Глядя на их произведения, на эту землистую живопись, ощущаешь аромат свежевспаханной земли.

По словам директора музея Инны Галкиной, каждый из представленных мастеров был яркой личностью, незаурядным творцом. Их работы на целинную тему выполнены в так называемом суровом стиле, популярном в советском искусстве 1950–1960-х годов. Используемые ими темперные краски создают особый колорит, придают произведениям благородное звучание.

Фото: Олег Богданов фото
Фото: Олег Богданов

Приезжали со всей страны

Актуальность выставки, посвященной целинникам, отметила и Татьяна Ильюченко, депутат АКЗС.

– Когда-то в далеком детстве я уже видела такие сюжеты – репродукции этих полотен были практически повсюду. Не случайно все именно так, ведь это действительно наша общая история. И Алтайский край – ее часть, – сказала Татьяна Викторовна. – Наш регион пережил несколько судьбоносных периодов, когда именно к нам на Алтай приезжали люди со всей страны. Это и столыпинская аграрная реформа, и непростое время Великой Отечественной войны. В этом же ряду, безусловно, целина. Потому хорошо, что организована такая выставка. Она хранит нашу память.

Дмитрий Петренко, председатель реготделения Союза художников России, сказал:

– Целина – знаковое явление для нашего региона. Оно отразилось на всех сферах жизни. Конечно, когда говорим о каком-то событии, нам нужна картинка, образ. В данном случае есть образ художественный, яркий и неповторимый. Это работы алтайских мастеров, произведения которых мы уже не раз видели в контексте иных экспозиций. В зависимости от темы они каждый раз раскрываются с новой стороны. Хотя выставка и небольшая, она получилась очень зрелой, достойной.

Фото: Олег Богданов фото
Фото: Олег Богданов

Фоторепортаж