Алтайская компания поставляет экстракты растений более чем на 200 предприятий по миру

17:03, 10 ноября 2021г, Экономика 906


Алтайская компания поставляет экстракты растений более чем на 200 предприятий по миру Фото №1
Алтайская компания поставляет экстракты растений более чем на 200 предприятий по миру Фото №2
Алтайская компания поставляет экстракты растений более чем на 200 предприятий по миру Миниатюра №3
Алтайская компания поставляет экстракты растений более чем на 200 предприятий по миру Миниатюра №3

Компания «Вистерра» из райцентра Алтайское производит около 150 наименований экстрактов различных растений. Эти субстанции она поставляет более чем 200 фармацевтическим предприятиям Азии, Европы и Северной Америки. Мы посмотрели, как делают алтайскую начинку для лекарств, которыми лечится четверть мира.

Из Томска – в Алтайское

Собственники компании «Вистерра» – химики, выходцы из научной лаборатории Томского политехнического университета, которая занималась прочностными свойствами диэлектриков. Но в 1990-х эта тематика была мало востребована потребителями, поэтому ученые стали искать, на чем заработать, и после долгих творческих метаний остановились на переработке растительного сырья.

Вначале они возили траву, ягоды и коренья для переработки из Алтайского района в Томск. А потом решили приобрести земельный участок на окраине райцентра Алтайское и создать на его территории производственный комплекс.

Поначалу местные жители боролись с томичами. «Мы купили сады, которые сажали еще их деды, и запретили воровать облепиху, яблоки, – вспоминает соучредитель компании Роман Боев. – Мы загородили территорию, а местные ломали заборы, чтобы свой скот пасти. И сейчас регулярно приходится восстанавливать изгородь».

В настоящее время в собственности компании свыше 750 гектаров, на которых томичи выращивают лекарственные травы, фрукты и ягоды. «Вот там поле, где летом росла володушка, там – плантация облепихи, дальше – лопуха, эхинацеи и черноплодной рябины, ниже – делянка со зверобоем», –  показывает Боев владения «Вистерры».

Но собственной земли хватает только, чтобы покрыть 20% потребностей в сырье, остальное приходится закупать у населения, заготовителей и других компаний. Да и невозможно вырастить чагу или красный корень на поле. 

Как делают экстракты

Боев ведет нас вначале в старый производственный цех, который еще сам строил 20 лет назад, и знакомит с процессом получения начинки для лекарств.

Больше всего на заводе перерабатывают лопуха. В сезон его ежемесячно расходуют по 300 тонн. Вначале растение сушат на воздухе, измельчают, а потом извлекают из него полезные вещества с помощью растворителя. Этот процесс называется экстракцией. В цехе ее ведут по старинке в открытых ваннах, наполненных горячей водой. Рядом стоит аппаратчик и помешивает свое варево. 

Готовый отвар отделяют от растений в центрифугах и сепараторах. И чистый экстракт концентрируют в вакуумных выпарных аппаратах при температуре около 40 градусов. Выше нельзя, чтобы не разрушить полезные вещества.

Конечно, для получения экстрактов для каждого растения приходится разрабатывать свою технологию извлечения: с помощью лабораторных аппаратов искать оптимальные температуры, время экспозиции и растворитель. Это может быть не только вода, но и этиловый спирт, и даже фреон, которым заполняют холодильники.

Одни экстракты при концентрировании слишком пенятся, и надо побороть это свойство, другие уже при 30% концентрации становятся настолько вязкими, что им во время выпарки требуется принудительная циркуляция.

Завершающая стадия

Завершающая стадия технологического процесса находится уже в новом производственном корпусе. В 2010 году его начали строить с того, что полгода ровняли бульдозерами холмистую местность, так как не могли найти ровный участок, на котором бы поместилось трехэтажное здание длиной 125 метров. Теперь оно почти полностью готово к эксплуатации.

Аппаратчик Александр Андрукевич моет оборудование перекисью водорода, попутно рассказывая журналистам: «Сегодня мы делали экстракт чаги, который будем отправлять в Корею. Варили его до 33%, потом отфильтровали и прогрели в стерилизаторе до 130 градусов, чтобы убить споры грибов и бактерий».

В другом помещении идет сушка в вакуумно-импульсных аппаратах, напоминающих хозяйкам вафельницу. Только аппаратчик из ковша наливает на сушильный стол не сладкое тесто, а сироп экстракта золототысячника, закрывает его колпаком и включает режим нагрева, чередующегося с резким вакуумированием. Такая технология позволяет быстро и экономично сушить термически нестойкие вещества, к которым и относятся экстракты растений.  Эти сушилки универсальные,  легко перенастраиваются с одного экстракта на другой.

На сушку золототысячника уходит 15 минут. Аппаратчик открывает крышку сушилки и быстрыми движениями шпателя счищает образовавшийся «пирог» в приямок. Потом через желоб он пойдет в дробилку и на фасовку. Так за смену получается 60–70 кг готового экстракта, из которого можно изготовить миллионы капсул лекарственных препаратов.

Сбыт

В основном «Вистерра» производит растительные экстракты для других фармацевтических компаний, хотя и сама не гнушается делать готовые препараты, сбывая их вместе с продукцией партнеров в магазинах «Алтайское Холмогорье». Сегодня такие торговые точки есть на территории предприятия, в Белокурихе, Томске и Иркутске.

До 20% продукции «Вистерры» уходит в Корею, Китай, Вьетнам, Словению, Сербию, Германию, Канаду и США. Но в последние полтора года в связи с пандемией логистические цепочки усложнились и доля экспорта сократилась. Наиболее востребованными у иностранцев остается экстракт чаги, который поступает как на азиатский, так и на европейский рынок. «Мы также стараемся приучать наших потребителей к новинкам, коими для них стали экстракты облепихи, лопуха и многокомпонентные смеси в виде готовых форм», – уточняет Роман Боев.

Иностранные потребители платят не дороже российских, при этом щепетильно относятся к выбору поставщиков. Они десятки раз приезжали в Алтайское, чтобы посмотреть, как выращивается и перерабатывается сырье, анализировали готовую продукцию. Большинство партнеров остались довольны уровнем производства в «Вистерре», и с ними выстроились долгосрочные отношения.

Способствует поиску иностранных партнеров и региональный Центр поддержки экспорта (ЦПЭ). Эта структура помогают провести маркетинговые исследования, разместиться на международных торговых площадках, субсидирует участие в заграничных выставках и бизнес-миссиях.

Руководитель ЦПЭ Римма Москвитина добавляет, что получить поддержку центра могут как те предприятия, которые только планируют выходить на внешний рынок, так и те, кто активно работает с иностранными компаниями и заинтересован в расширении географии своих поставок.

Справка

Около 500 компаний и предпринимателей Алтайского края, которые уже работают или планируют выйти на зарубежные рынки и международные торговые площадки, воспользовались в этом году различными услугами регионального Центра поддержки экспорта.

Фото автора

Фоторепортаж