От 4 до 99 лет. Известный художник и преподаватель Пиргельди Широв рассказал о школе

19:00, 17 мая 2019г, Культура 2712


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

Выставка «Сила реализма» в Выставочном зале музея «Город» в Барнауле собрала более 500 работ художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Пензы, Калуги, Новосибирска, Углича, Ярославля и Новоалтайска.

Учителя и ученики

Удивительно, но факт: авторов картин, присланных из разных уголков России, объединяет не только направление реализма, но еще и то, что все они в разные годы учились в барнаульской студии «Традиции и современность». Ее почти 12 лет назад организовал известный художник и преподаватель Пиргельди Широв. Теперь там осваивают мастерство живописцев люди разных возрастов.

«У нас занимаются и дети от 4 лет, и взрослые до 99 лет, – говорит Пиргельди Довлетович. – Мы помогаем тем, кто хочет выразить красоту мира в красках, как сам это видит, освоить это искусство. Кто-то стремится стать профессиональным художником, поступить в вуз, и наши выпускники смогли это сделать. Теперь достигли высокого уровня».

Многие художники после занятий в студии успешно поступили в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова в Москве. В Барнаул на выставку прислали свои картины состоявшиеся художники Марина Ведут, Анастасия Крылова. Анна Нелюбина, тоже когда-то занимавшаяся в студии «Традиции и современность», сейчас работает в Италии, преподает там.

Они с благодарностью вспоминают, как учились у Пиргельди Широва. Художница Анастасия Лобова, выпускница глазуновской академии, не только прислала свои работы, но и приехала сама. «Я теперь живу и работаю в Москве, но стараюсь хотя бы раз в год бывать на Алтае. И всегда, когда приезжаю, захожу к Пиргельди Довлетовичу. Если бы не он, не стала бы я, скорее всего,  художником».

К этим словам наверняка присоединилось бы еще много состоявшихся живописцев. Ведь и на открытии выставки прозвучало немало признаний в адрес Пиргельди Широва, умеющего раскрыть талант учеников. Когда он стал преподавать в Новоалтайском художественном училище, даже те, кто не подавал особых надежд, в короткие сроки поднялись до рисунка академического уровня. Это на открытии выставки отметила директор училища Жанна Латенко.

В общем-то, студия «Традиции и современность» выросла из дополнительных занятий со студентами Новоалтайского художественного училища.

«В 1997 году я взял первую группу, – рассказывает Пиргельди Широв. – Мы начали дополнительно заниматься. Смотрели фильм «История одного шедевра», обсуждали, ходили на пленэр, рисовали на улице. В музее в субботу и воскресенье еще копировали картины. Мастерство у ребят прямо на глазах росло. Потом наша команда стала увеличиваться, желающих было все больше... Тогда мне в голову не приходило, что мы будем расти. А это произошло. Потом к нам присоединились художники, которые не учились у нас. Но они наши единомышленники. И в 2006 году как-то собрались и решили придумать название объединению. «Традиции и современность» предложила одна из учениц – Юлия Тараканова. Оно всем понравилось…»

С тех пор минуло почти 12 лет… К нынешней выставке готовились около года, со всеми выпускниками переписывались, созванивались. Для самого Пиргельди Широва очень радостно было еще и то, что наконец-то смог приехать его первый учитель Мурад Мередов. «Мне хотелось всех, весь Барнаул позвать посмотреть картины, – говорит художник, – как в деревне зовут на праздник: едет машина по улицам и человек из нее громко кричит, что завтра у такого-то свадьба, приходите…»

Судьба художника

Возможно, способность понимать и растить таланты у Пиргельди Широва не только врожденная, но и получила развитие еще оттого, что у него тоже были хорошие учителя. Он родился в маленьком туркменском селе на берегу Амударьи. Оно даже никогда не было обозначено на карте Туркмении. «Я очень люблю свое село, – говорит Пиргельди Широв. – Если бы мне предложили еще раз родиться и выбрать где, я бы взял его. Всегда хожу босиком там, когда приезжаю. Еще мою из шланга деревья. Там тополя растут, очень много тутовых деревьев тоже… Очень красиво, когда улицы только омыты водой. Это делали в селе в моем детстве и сейчас».

Семья Шировых была простой, многодетной. Мама работала в колхозе, отец – сначала учителем математики, потом заведовал зернохранилищем. Пиргельди – пятый из восьми детей.

При этом родители умели ценить творчество. Отец сам был талантливым человеком, хорошо владел струнными музыкальными инструментами, сочинял песни.

До сих пор их поют в селе, многие пытались подражать его голосу. Именно отец первым заметил, что Пиргельди рисует. Стал поддерживать сына. Всегда привозил ему новые краски, бумагу, кисти.

Заметил как-то мальчика, что-то увлеченно изображающего на листе бумаги прямо на улице, и учитель рисования из соседнего села Мурад Мередов. «Этот человек искал таланты, – говорит Пиргельди Широв. – У него уже было два ученика в соседнем селе, где он жил и работал в школе. Стал готовить меня к поступлению в училище, давал задания, проверял, советовал, как что-то сделать лучше».

Когда ребята окончили восьмой класс, решили поступать в художественное училище в Ташкенте. Но двое учеников, которых подготовил Мурад Мередов, засомневались, что выдержат конкурс, забрали документы и отнесли их в медицинское училище.

«Он узнал, ему обидно было, – рассказывает Пиргельди Широв. –  Пришел, спросил: «Где они? Я знаю, что они пошли документы сдавать в медучилище. А ты чего не с ними? Иди забирай аттестат, отправляйся тоже». Я говорю: «Если в художественное училище не поступлю, на следующий год приеду, снова попытаюсь». Он посмотрел на меня и сказал: «Тогда ладно, я тебя проверил на вшивость…»

В художественное училище Пиргельди Широв поступил с первого раза. Но после его окончания было не все просто. Хотел дальше продолжить обучение в художественном вузе в Москве, но там документы даже не приняли. В Советском Союзе тем, кто стремился попасть в столичные вузы из республик, требовалось специальное направление, а его давали не каждому.

«Когда у меня документы не приняли, я расстроился, подумал, что дальше не пойду, – говорит Пиргельди Широв. – После училища не мог нигде на работу устроиться, было такое разочарование. Мой учитель меня так убеждал: «А тому, кто тебе дал талант, что скажешь? Если ты бросаешь, это как предательство, означает, что ты не справился. Сломался». Много слов очень мудрых говорил... И после армии я поступил в Дальневосточный государственный институт искусств. Там у меня тоже был очень хороший учитель – Сергей Литвинов. Во Владивостоке сильная школа, так что я теперь даже не жалею, что не поступил в Москву».

Увидеть красоту жизни

Теперь Пиргельди Широв – состоявшийся художник и замечательный преподаватель. И студия «Традиции и современность» разрослась. Когда у учеников складывается какая-то сложная жизненная ситуация либо они сомневаются в себе, он находит такие слова, которые заставляют их преодолеть трудности, поверить в свой талант, свои силы. «Главное, вы пишите картины», – говорит ученикам Пиргельди Широв.

В студии «Традиции и современность» преподают единомышленники и коллеги Пиргельди Широва – Юлия Санькова, Андрей Гладких, Дмитрий Плохих. Все они тоже признанные мастера.

«Я хочу поставить студию на более высокий профессиональный уровень, – говорит Пиргельди Широв. – Наше направление – реализм. Та школа академическая, которая с давних времен существовала в России. Мы воспитываем наших учеников в духе традиций, чтобы их искусство было созидающим, а не разрушающим, как это теперь иногда объявляют модным. Реализм дает людям шанс радоваться, видеть красоту мира, через искусство воспитывать вкус…»

Кто побывал на выставке, наверняка понял это. Ведь картины, такие индивидуальные по наполнению, теме, созданные с помощью разных материалов, все показывают красоту жизни. И в каждой есть частичка души ее автора.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж