Почему новый фильм «Мастер и Маргарита» так сильно полюбился зрителям

19:13, 18 февраля 2024г, Культура 1660


Скриншот из фильма
Скриншот из фильма

Фильм «Мастер и Маргарита» Михаила Локшина по роману Булгакова, ожидаемо расколовший и зрительскую аудиторию, и профессиональных критиков, уже к 5 февраля собрал в прокате свой миллиард и сейчас потихоньку собирает второй.

Корреспондент «Алтайской правды», начитавшись рецензий в СМИ и отзывов в соцсетях, была готова почти к чему угодно. Но не к тому, что фильм придется посмотреть дважды, чтобы разобраться с сюжетом – и полюбить.

Опала вместо триумфа

Сюжет и правда заковыристый. Сценарист Роман Кантор от всенародно любимой книги взял в основном фабулу, отбросив массу ярких деталей (в том числе очень смешных), и крепко сшил ее с биографией и дневниковыми записями самого Булгакова.

Заглавный герой – писатель и драматург, чьего настоящего имени мы так и не услышим (актер Евгений Цыганов даже загримирован под Булгакова!), живет в сталинской Москве середины 1930-х и надеется на успех театральной премьеры его пьесы «Пилат». Но вместо этого попадает в опалу, когда критик Латунский громит его согласованную на всех уровнях пьесу на собрании Союза писателей, а главный редактор журнала «Новый мир» от него отрекается. И хотя собратья по цеху ему скорее сочувствуют (особенно Алоизий Могарыч в исполнении Александра Яценко), вскоре Мастер остается совершенно один.

В этот критический момент он и влюбляется в тридцатилетнюю замужнюю Маргариту (Юлия Снигирь), и встречает случайного иностранца (Аугуст Диль), который натолкнет его на мысль о новом произведении. О романе, который подарит ему любовь, но окончательно погубит его жизнь. Но постепенно и сам писатель, и зрители перестают понимать, где заканчивается реальность и начинается вымысел, в котором Москву посещает сам Сатана со своей небольшой свитой.

Роли и исполнители

Итак, первое, что нужно знать о «Мастере и Маргарите»: это вообще не экранизация – и хорошо! Все равно втиснуть густонаселенный роман с двумя параллельными временными пластами в фильм продолжительностью два с половиной часа невозможно (а сериал по булгаковской книге уже существует, как к нему ни относись).

Но есть у этого решения и темные стороны. Скажем, Стёпа Лиходеев (его играет Марат Башаров) вместо пусть и яркого, но все же эпизодического директора варьете, превращается в директора того самого театра, где сняли с постановки «Пилата». И беспробудное пьянство его, как мы быстро понимаем, вызвано невыносимой общественной обстановкой. В том же театре работают и Римский с Варенухой, но им сценарист не отсыпал ярких злоключений, которые они претерпели в романе. Все вроде бы те, да не те, а зрительский мозг, ожидая книжного сюжета, к середине начинает закипать.

Но если быстро смириться с этой ситуацией и довериться логике сценария, то можно увидеть, как хороши в своих ролях буквально все. Как убедителен Дмитрий Лысенков в роли Латунского. Как одновременно добр, завистлив и жалок Алоизий Александра Яценко. Как труслив и готов к предательству образованнейший Берлиоз (Евгений Князев). Наконец, как чертовски прекрасен Воланд в исполнении Аугуста Диля – настоящий древний искуситель, пусть и немного спятивший от очень уж долгой жизни. Его образ породил целую лавину фанфиков и фан-арта – похоже, что актер сильно превзошел чаяния аудитории.

Мерцающая природа

В немалой степени за мерцающую и зыбкую природу фильма, в котором все не то, чем кажется, ответственны музыка Анны Друбич и визуал, над которым трудилась огромная команда художников. Она не только «выстроила» альтернативную Москву, в которой воплотились все самые смелые и безумные идеи начала ХХ века, но и придумала, как эстетично одеть к балу Маргариту, не слишком погрешив против текста, в котором она вообще-то до конца оставалась нагой. Альтернативной Москве в фильме уготован и альтернативный финал, многих покоробивший, но вышедший прямиком из ранней редакции булгаковского романа (да, сценаристы читали не только дневники писателя).

Кто откровенно и непоправимо плох, так это кот Бегемот. То есть не настоящий черный мейн-кун Кеша, «играющий» роскошного кота во дворе у Мастера, а то компьютерное недоразумение, которое разговаривает, подцепляет вилкой гриб и проигрывает Азазелло в шахматы. Не спасает даже озвучка старательно мурчавшего Юры Борисова. Впрочем, в фильме Бегемота мало, ну а мы утешимся тем, что даже самые богатые киностудии мира с волшебными говорящими котами в последнее время справлялись не лучше.

Новости партнеров
Фоторепортаж