Смогут ли алтайские села войти в число самых красивых деревень России?

15:11, 11 декабря 2015г, Туризм 1338


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Алтайский край – один из лидеров по туристическому потенциалу среди регионов России. Известный эксперт в области сельского туризма рассказал «АП» о преимуществах кухни края и о том, смогут ли наши села войти в число самых красивых деревень России.

Знак качества

«Если гостя хорошо накормить, он многое готов простить», – уверен Александр Мерзлов – профессор Российского государственного аграрного университета, руководитель центра устойчивого развития сельских территорий. Он довольно часто приезжает в регион и всегда отмечает местные гастрономические достижения. Но не только своей кухней выделяется Алтайский край с точки зрения привлечения туристов. Сейчас речь идет о возможности включения пары наших сел в ассоциацию «Самые красивые деревни России» и объединения хозяев сельских туристических усадеб в федерацию «Крестьянское гостеприимство». О том, какие преимущества это даст туристической сфере края, рассказал Александр Мерзлов.

– В 2000 году я посетил село во Франции, которое входит в ассоциацию «Самые красивые деревни Франции». Тогда мне казалось, что для нас эта тема совершенно несбыточная. Однако темпы исчезновения культурного наследия в сельской местности России настолько ускорились, что возникла необходимость создания такой ассоциации в нашей стране. Первой самой красивой деревней России признано село Вятское Ярославской области. Следующая инаугурация состоится в январе – это будет Ошевенское Архангельской области. Дальше начнем рассматривать Алтайский край. Здесь мы в ноябре посетили более двух десятков сел-кандидатов. Их судьба будет решаться в дальнейшей работе.

– Что может служить пропуском в ассоциацию для сел края?

– Существуют общие критерии отбора, начиная с архитектурных и гастрономических, заканчивая решением проблемы по организации парковок. Конечно, село должно быть настоящим, живым, а не этномузеем. То есть ничего потемкинского! Деревне, претендующей на звание самой красивой, необходимо обладать исключительным природным, культурным потенциалом. Нужно понимать, что этот проект не для всех. А для тех, кто сохранил свое наследие и желает использовать его для собственного развития. Даже если в регионе в ассоциацию смогут войти одно-два села – уже хорошо. Они становятся своеобразной моделью для остальных, поскольку критерии отбора являются одновременно критериями качества жизни. По большому счету проект можно назвать комплексным подходом именно к улучшению качества жизни населения. Ведь, делая хорошо туристам, жители прежде всего делают хорошо себе.

– Жителей сел-кандидатов нужно уговаривать подключиться к проекту?

– Важно их желание участвовать. С людьми мы проводим ознакомительную работу, ни в коем случае не агитируем вступать в ассоциацию. Это не тот случай. Статус самой красивой деревни накладывает много обязательств на проживающих в ней людей. В том числе по приведению в порядок территории, строительству. Нельзя строить так, как придет в голову. Особенно это касается современных материалов – сайдинга, профлиста. Поэтому решение о вступлении в ассоциацию принимается на сходе граждан. Подписывается хартия, где указаны определенные обязательства по сохранению культурного наследия. Также создаются «дорожные карты». В них прописано, какую работу нужно проводить, чтобы остаться в проекте.

В дальнейшем многое зависит от энтузиазма людей. Ошибочным является мнение, что при включении в ассоциацию в село сразу же начнет кто-то вкладывать деньги. Сейчас только идут переговоры об организации грантовой поддержки со стороны государства таких деревень. Пока главную роль в развитии играют жители и предприниматели.

– Что даст небольшому селу в Алтайском крае включение в список самых красивых деревень?

– Ассоциация – это прежде всего определенный знак качества, который привлекает туристов. Интерес со стороны СМИ, проявленный к Вятскому, имел взрывную волну посещений. Иначе говоря, при вступлении в ассоциацию количество приезжающих туристов в село увеличивается в разы. А они, как известно, приезжают с деньгами, которые тратят. И к этому тоже нужно быть готовыми. Если жители деревни учли данный момент, то сразу же почувствуют значительную выгоду. К примеру, в Италии при получении такого знака качества, а там отбирается 1 заявка из 10, капитализация недвижимости в этой деревне увеличивается в 5-7 раз, поскольку село становится очень привлекательным. Но самое главное даже не это. А то, что местные жители начинают постепенно гордиться своей малой родиной.

Бренд

– Помимо ассоциации «Самые красивые деревни России» вы хотите объединить хозяев сельских туристических усадеб в федерацию «Крестьянское гостеприимство»…

– Проблема внутреннего российского туризма заключается в том, что у нас практически нет известных международных брендов. Из-за этого очень сильно проигрываем. В туризме они очень важны, ведь принадлежность к ним направляет гостей покупать какой-либо туристический продукт. Федерация «Крестьянское гостеприимство» и ассоциация «Самые красивые деревни России» – два мощных международных бренда. Сейчас мы предложили их Алтайскому краю. Поскольку здесь реализуется серьезный подход к туризму, есть политическая воля, способствующая развитию сферы. Хотим сделать штаб-квартиру российского «Крестьянского гостеприимства» именно в вашем регионе. А почему все должно быть в Москве? В Алтайском крае есть большая сеть туристических усадеб и в федерацию может быть достаточно массовое вступление участников.

– Что для этого нужно?

– Наличие сельхозпроизводства и хорошее отношение к туристам. Должны быть фермеры, личные подсобные хозяйства, где производится собственная продукция. С этим у вас проблем нет. Но не нужно путать такой подход с агропромышленным комплексом, который не для туризма. Поверьте, гости хотят попробовать не бройлера, а курочку от местного фермера. Да, скорее всего, она будет стоить дороже, но турист готов за нее заплатить. Ведь он изначально рассчитывает на местную продукцию с огорода, кухню бабушек. По сути, владельцы ваших сельских «зеленых домов» уже давно развивают это направление. Теперь же они будут объединены под брендом «Крестьянское гостеприимство», который начнет на них работать, поскольку он уже известен во всем мире. Приведу пример. У нас в стране огромное количество иностранцев, которые живут и работают в России. Они хотят посетить Алтайский край. Но существующие в регионе гостиничные сети неизвестны им. А вот о «Крестьянском гостеприимстве» они наверняка слышали. Развитие бренда в крае для иностранцев будет гарантией того, что на месте они получат туристические услуги надлежащего качества.

«Кухня – это развивающийся организм»

– Александр Валерьевич, знаю, что вы довольны развитием гастрономического сектора в туризме Алтайского края. Действительно ли у нашего региона лидерские позиции?

– Алтайский край с гастрономической точки зрения интересен тем, что здесь большой сплав культур, каждая из которых имеет свою кухню. Вторая сильная позиция – у вас много личных подсобных хозяйств, где производится экологически чистая продукция. Сейчас интерес к гастрономии феноменальный. И вы в целом занимаете очень высокие позиции. В регионе есть такие моменты, которыми обладают далеко не все. Например, традиции села Сибирячиха Солонешенского района достойны отдельной книги. Здесь потрясающие квас, окрошка, пшенная каша с яйцом, пироги. Но далеко не в каждом ресторане края есть отдельные страницы меню местной кухни, над этим нужно работать.

– Можно назвать Алтайский край одним из самых гастрономических регионов страны?

– Это довольно сложно. К примеру, существует некое понятие «французская кухня», но… ее на самом деле нет! А есть достаточно разнообразные кухни регионов страны, которые при этом очень сильно отличаются друг от друга. И сила заключается как раз в огромном разнообразии. Франция именно поэтому великая гастрономическая страна. У нас, к сожалению, в советский период произошла так называемая уравниловка, которая привела к достаточно серой, малоинтересной советской кухне. Многие кухни народов были утрачены, хотя являются важным элементом нематериального наследия. Алтайский край начал одним из первых процесс восстановления гастрономического наследия. У вас выпущена очень хорошая книга «Алтайская трапеза». В других регионах подобной еще нет.

– Сейчас в крае развивают современную местную кухню. Вы поддерживаете это направление?

– Кухня – постоянно развивающийся организм. Да, есть историческая, но существует и современная, опирающаяся на базу хороших традиционных продуктов. И эту тенденцию нельзя игнорировать. Нужно брать во внимание то, что гастрономия учитывает целый комплекс факторов, является основой для любого туризма. Если гостя плохо покормить, он будет недоволен. И, наоборот, многое готов простить при хорошо накрытом столе. Турист становится все более требовательным. В этом смысле федерация «Крестьянское гостеприимство» даст кухню и размещение, вхождение в ассоциацию «Самые красивые деревни России» обеспечит досугом. Формулу «Хлеба и зрелищ!» никто не отменял. Важно только приспособиться к ее динамике.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж