Призвание, а не трудоустройство

15:39, 06 октября 2017г, Общество 1588


В образовательные учреждения Каменского района в этом учебном году пришло шесть молодых педагогических работников. Лидером в этом плане стал каменский городской лицей № 2 – его ряды пополнили сразу четыре начинающих учителя.

На вес золота

Директора школ и заведующие детскими садами всегда рады молодым педагогам – свежее дыхание, кадровый потенциал, перспективы. В этом году в детский сад № 27 г. Камня-на-Оби пришла работать инструктором по физической культуре Анастасия Федосеева. Педколлективы Аллакской средней школы и каменской городской средней школы № 9 приняли в свои ряды стажеров-учителей начальных классов Татьяну Силкину и Евгению Чепкасову. Но больше всего молодых специалистов этой осенью пришло в каменский лицей № 2.

– У нас сильный, высокопрофессиональный коллектив, в котором 51 педагогический работник, в том числе 41 учитель, 83% из них имеют первую и высшую квалификационные категории, – не без гордости знакомит меня со штатом лицея его директор Лариса Михайленко. – Многие учителя в школе отработали по 25 – 35 лет. Однако время берет свое, педагоги уходят на заслуженный отдых, увеличивается количество классов-комплектов. Нужна молодая, перспективная смена. К кадрам мы относимся трепетно, у нас каждый педагог на вес золота. Приглашая к себе на работу выпускников педагогических учебных учреждений, стараемся окружить их заботой, помогаем адаптироваться, обеспечиваем по возможности всем необходимым для работы. Тем, кто трудится у нас первый год, доплачиваем 30% к окладу (как и опытным педагогам с высшей квалификационной категорией). Надо отметить, что в этом году все молодые педработники пришли к нам из Каменского педколледжа. Трое окончили его с отличием, один еще продолжает обучение. Я являюсь председателем Государственной экзаменационной комиссии педколледжа и присматриваю кадры себе в лицей уже на стадии подготовки к госэкзаменам.

Лариса Михайленко возглавляет лицей № 2 всего два года, но в этой школе она уже 21 год. Лицей в прошлом году отметил полувековой юбилей. Директор с радостью говорит о профессиональных заслугах коллектива, успехах учеников, техническом переоснащении. Отмечает и трудности, главная из которых – нехватка помещений. В здании школы, рассчитанном по старым стандартам (при условии полных двух смен) на 930 учеников, сегодня, в рамках новых требований, с трудом размещаются 915. Для перехода на учебу в одну смену нужны новые учебные площади и достаточная материальная база. Бумажная работа, огромный документооборот тоже не добавляют оптимизма педагогам, мечтающим посвящать больше времени детям, а не бюрократии.

– Никакая, даже самая современная, техника не заменит в образовании живого человеческого общения, педагога, – уверена Лариса Геннадьевна. – Очень важно, чтобы в школу приходили только те люди, для которых работа с детьми, педагогика – призвание, а не вынужденное трудоустройство. И в самой школе надо создавать для учителей такую атмосферу, в которой им комфортно и интересно работать и развиваться.

Надо отметить, что в Каменском районе педагогам, первый год работающим в школе, выплачивают подъемные. В прошлом году молодые учителя получили по 20 тысяч рублей от муниципалитета. В этом году средства на единовременную выплату с целью поддержки, привлечения и закрепления в каменских сельских и городских школах молодых специалистов тоже заложены в муниципальном бюджете в программе «Развитие системы образования Каменского района на 2016 – 2017 годы». Молодых сельских учителей поддерживает еще и краевой бюджет.

Личным примером

С четырьмя новыми педагогами лицея № 2 мы организовали мини-педсовет на тему «Легко ли молодому учителю в современной школе?». Начали с «визитки».

Знакомьтесь: учитель начальных классов Софья Борисова, психолог Елена Сушкова, учителя физической культуры Игорь Кравченко и Александр Сахно. Все они – выпускники Каменского педагогического колледжа, за исключением Александра: он завершает обучение в КПК в этом году. Парни оба после армии, повзрослевшие, набравшиеся жизненного опыта, а теперь накапливающие и профессиональный. Девчата совмещают работу с учебой в Новосибирском государственном педагогическом университете. Софья Викторовна овладевает специальностью «Правовое образование», Елена Алексеевна совершенствует знания в области психологии образования. Обе каменские, городские в отличие от коллег-мужчин, которые родились и выросли на селе. Игорь Николаевич приехал на учебу в педколледж из Ситниково Баевского района, Александр Евгеньевич – из Урываево Панкрушихинского.

Софья Борисова пошла по стопам мамы-филолога Татьяны Егоровны, которая уже 32 года трудится в системе среднего специального профессионального образования. Глядя на то, как мама относится к работе, училась у нее любви к ученикам, пониманию и принятию особенностей характеров воспитанников, уважению к непростой профессии педагога. Сегодня под крылом молоденькой, красивой и очень доброй учительницы 27 первоклассников. Малыши ее обожают, родителям она тоже полюбилась с первого взгляда. Хотя сама Софья Викторовна признается, что слишком мягкий у нее характер, потверже иной раз надо быть и построже.

Игорь Кравченко учебную практику проходил в свое время на среднем и старшем школьном звене. А когда пришел работать в лицей № 2, получил под опеку первые и вторые классы. Признается, что самым трудным поначалу было собрать в кучу этот мелкий «горох», носившийся в броуновском движении по спортзалу. И построить. Причем в прямом и переносном смыслах: поставить в строй и добиться внимания, чтобы дети слушали учителя и выполняли задания.

– Хотя с первоклашками в каком-то плане даже легче, чем со старшими, – говорит Игорь Николаевич. – С ними как с чистого листа – берешь «новеньких» и воспитываешь их «под себя». У старших до тебя уже был учитель, они привыкли к его стилю, а тебя начинают испытывать, проверять. Тут важно не дать слабины, сразу показать твердость характера, не опуститься до панибратства, но и не перегнуть с авторитарностью.

В интересной с профессиональной точки зрения ситуации оказался Александр Сахно. Ему досталась разновозрастная «компания»: первый, пятый, три седьмых и восьмой классы. Авторитет себе зарабатывает личным примером. Увлечен лыжами и греко-римской борьбой, очень хорошо учился в школе, хотел поступать в кадетское училище, но по семейным обстоятельствам с мечтой пришлось расстаться. Как и его коллега Игорь Кравченко, Александр не бегал от армии. Парни хотели служить и гордятся, что прошли эту мужскую школу, закалили волю, окрепли физически и морально. В педагогику шли тоже целенаправленно.

– Когда чувствую, что класс «рассыпается», не настроен на урок, стараюсь мотивировать игрой – предлагаю при успешном поведении и выполнении заданий в конце урока поиграть в спортивные и подвижные игры, обычно это срабатывает, – делится первым опытом Александр Евгеньевич. – Ну и юмор помогает.

Елену Сушкову директор лицея Лариса Михайленко приметила в Каменском педколледже, когда будущий учитель начальных классов готовилась защищаться по теме «Психолого-педагогические особенности обучения леворуких детей». Студентка явно тяготела к психологии, очень толково изложила свой взгляд на проблему.

– Искренне рада, что она согласилась, – вспоминает директор.

– Я с детства мечтала стать учителем начальных классов, – признается Елена. – Влюблена была в свою первую учительницу Лидию Михайловну Селиверстову. Почерк ее копировала, хотела подражать стилю ее поведения. А когда Лариса Геннадьевна предложила прийти в лицей № 2 психологом, как-то даже не раздумывала – надо было с чего-то начинать педагогический путь. Тем более в такой хороший лицей приглашают.

Когда есть опора

Возвращаемся к теме нашего импровизированного мини-педсовета. На вопрос: «Легко ли молодому учителю в современной школе?» – в один голос, с горящими глазами и искренними улыбками молодые педагоги отвечают: «В этой школе нам легко. С той прекрасной базой, которую нам дали в Каменском педагогическом колледже, с тем теплым и радушным приемом в самом лицее, с поддержкой и уважением директора, с тем участием, которое проявляют к нам наши наставники, нам здесь комфортно и интересно!»

Разговор о шефах-наставниках, опытных педагогах лицея, помогающих молодежи опериться, освоиться и начать плодотворно работать в новых для них условиях, оказался особенно душевным. Каждый говорил о своем старшем помощнике с теплом и благодарностью. Каменская педагогическая смена в надежных руках, и преемственность поколений там не на словах.

Фото автора

Новости