Проект «Алтай зажигает звезды». Рассказываем о Геннадии Судакове и Андрее Дударенко

12:37, 05 августа 2019г, Хроники «АП» 1362


1
1

Наш спецпроект «Алтай зажигает звезды», где мы рассказываем о деятелях российского театра, кино, телевидения – уроженцах нашего региона, вызывает все больше откликов у наших читателей. Сегодня мы публикуем материалы, основанные на их впечатлениях, воспоминаниях – о танцовщике, лауреате Госпремии СССР Геннадии Судакове и актере Андрее Дударенко, хорошо известном многим по фильму «Холодное лето пятьдесят третьего…».

Слава Алтая, Колывани

Этого красивого, стройного человека в Колывани Курьинского района знают все. Каждую весну Андрей Дударенко приезжает на свою малую родину. Приветливый, словоохотливый, он располагает к себе каждого собеседника. Много рассказывает о своей профессии: кино, театральных встречах. Не все знают, что когда-то он, ныне известный актер, работал на Колыванском камнерезном заводе… Но обо всем по порядку.

Андрей Степанович родился в селе Саввушка Змеиногорского района 10 октября 1930 года. Большая, дружная семья жила обычными трудами и заботами, которые были прерваны Великой Отечественной войной. Первым ушел на фронт в 1941 году отец – Степан Николаевич и вскоре пропал без вести, как и многие в первых страшных сражениях. В феврале 1943 года старшего брата Григория призвали в армию. В семье помощником мамы остался Андрей. Подростки военных лет заменили ушедших на фронт старших братьев и отцов. Все сельскохозяйственные работы и заготовка дров были на их плечах. Учебный год начинали после уборки урожая, заканчивали,  едва начиналась посевная.

После войны, в 1948 году, вся семья Дударенко перебралась в Колывань. Андрей поступил в сельскохозяйственный техникум, потом служил на Дальнем Востоке, окончил училище связи. Вернувшись, устроился на работу в «Колыванстрой», затем перешел на работу на Колыванский камнерезный завод. Работал технологом, а еще руководил художественной самодеятельностью завода.

В марте 1955 года на конкурсе в Змеиногорске хор камнерезов под его руководством занял 1 место. Не тогда ли у него впервые возникло желание посвятить себя искусству? Ответ подсказала сама жизнь – он попал в число счастливчиков, которых направили в Ленинград на курсы повышения квалификации как камнереза. В Северной столице он, случайно прочитав объявление о наборе в театральный институт, отнес туда документы и поступил на курс народного артиста РСФСР, профессора Л.Ф. Макарьева. После окончания института в 1959 году работал в театрах Ярославля, Новосибирска, Алма-Аты, Таллина, Барнаула. С 1988 года в Национальном академическом театре им. М. Горького в Минске.

В театрах России, Беларуси и странах СНГ сыграл более 100 ролей. Снялся в полусотне кинофильмов. Работал с такими известными режиссерами, как Алексей Герман, Михаил Пташук, Владимир Хотиненко, Александр Прошкин, Игорь Добролюбов. На съемочных площадках приходилось работать с Арменом Джигарханяном, Натальей Гундаревой, Андреем Мироновым, Ниной Руслановой, Еленой Яковлевой, Романом Карцевым.

Были в его судьбе и главные роли. Андрей с большой теплотой вспоминает работу в фильмах «Мой друг Иван Лапшин», где он играл Кашина, а в фильме «Ломоносов» – раскольника-старовера, в «Холодном лете пятьдесят третьего …» – бандита Михалыча. На съемках этого фильма подружился с Анатолием Папановым и Ниной Усатовой – нашей землячкой. Летом 2014 года Нина Усатова приезжала в Колывань,  побывала на камнерезном заводе, где в годы войны работали ее дед,  мама, тетя. Узнав, что в Колывани отдыхает Андрей Степанович, очень обрадовалась, ведь после съемок в фильме пути их не пересекались. Их встреча была необыкновенно трогательна – много воспоминаний, слез и песен.

Несмотря на солидный возраст, Андрей Степанович продолжает сниматься в фильмах, участвует в спектаклях. Прекрасно играет на гармошке и балалайке. И каждый год с наступлением весны приезжает в родную Колывань, в дом, который хранит тепло всей семьи Дударенко.

Ольга ПАНИНА, директор Колыванского музея истории камнерезного дела на Алтае.

«Ах, как он танцевал!»

«Читаю ваши материалы про деятелей театра и думаю – надо позвонить, рассказать о талантливом танцоре Геннадии Судакове, с которым училась в одной школе. Почему нет?» – так начала разговор позвонившая в редакцию читательница Елена Борблик из Барнаула.

Как рассказала нам Елена Михайловна, будучи в командировке в Санкт-Петербурге в восьмидесятых годах, она пошла на постановку «Труффальдино из Бергамо» в Малый театр оперы и балета. И увидела на сцене в ведущем питерском театре в главной роли… земляка, знакомого с детства! «Сверилась с программкой – точно, Геннадий Судаков, с которым мы учились вместе в одной школе в Барнауле, на Южном. У нас год разницы – 
в одном классе не были. Однако хорошо помню, как не раз сидели рядом на заседаниях совета дружины, он больше отмалчивался, хотя всегда был доброжелателен, приветлив. Зато как он танцевал на школьных постановках, вечерах! Особенно в памяти – испанский танец в его исполнении, грация, пластика, кастаньеты… Девчонки умирали от восторга. Уже тогда было понятно – это большой талант!»

Геннадий Судаков получил профессиональное образование в Пермском хореографическом училище, какое-то время играл на пермских подмостках. Вот как пишет о начале его карьеры «Петербургский театральный журнал»: «Ученики выдающегося педагога ленинградской школы Ю.И. Плахта под его жестким, не знающим пощады глазом быстро повзрослели физически и душевно и сразу включились в исполнительскую работу наравне с мастерами… Судаков, человек редкой внутренней сосредоточенности, покоя и душевной тонкости, разрабатывал тему иррационального, мистического даже не героя, а состояния, выраженного в отрешенном от суеты мирских страстей танце. И не знал себе в этом равных».

С 1977 г. Геннадий Владимирович работал в Ленинградском Малом театре оперы и балета. Каждый новый спектакль тогда становился широко обсуждаемым культурным явлением… Кстати, наша читательница также вспомнила, что в Питере Судаков долгое время не порывал связи с землячеством – об этом ей рассказывали младший брат и его друзья, которые в то время учились в Питере. Несколько лет подряд выходцы с Алтая собирались вместе, хотя бы ненадолго, и отмечали Новый год за несколько часов до наступления его по местному времени, ориентируясь на время алтайское.

Оксана ШИЛЬРЕФ

 
РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж