Путешествие в Беларусь: как российские журналисты ездили в Могилевскую область

13:32, 02 декабря 2016г, Общество 952


1
1

В рамках очередного пресс-тура в Республику Беларусь российские журналисты побывали в Могилевской области. Советник-посланник Посольства Республики Беларусь назвал очередной пресс-тур российских журналистов долгожданным, хотя перерыв был не как обычно – год, а всего-то два.

По неким причинам его в 2015 году отложили. Может быть, «роковой» тринадцатый номер сыграл свою роль. Однако он состоялся, и в завершение президент Александр Лукашенко, как обычно, вместо запланированных трех в течение пяти с половиной часов обстоятельно отвечал на вопросы представителей СМИ России «от Хабаровска до Калининграда». А радушным хозяином в этот раз стала Могилевская область – его малая родина и в то же время «не самый передовой регион» страны. Хотя было незаметно, что область в чем-то отстает от увиденных ранее Минской, Гродненской, Гомельской, Брестской и Витебской. Но изнутри, как говорится, виднее.

Ценники – как при Союзе

Могилевская область – высокоразвитый индустриальный регион, валовой продукт которого в текущем году составил 2,5 миллиарда долларов США в эквиваленте. Наверное, россиянам проще перевести доллары в свои рубли, потому что прошлогодняя денежная реформа нас несколько запутала. Белорусы условно зачеркнули на своих купюрах аж четыре нуля, тем самым вернув ценники к советским их аналогам. Так, килограмм сырокопченой колбасы стоит теперь 8 – 11 их национальных рублей, вареной – 2 – 4 рубля. Но если два года назад мы меняли три своих тысячи и становились белорусскими миллионерами, то сегодня наш рубль эквивалентен примерно трем их копейкам. Что касается качества жизни в денежном выражении, то средняя зарплата по стране была озвучена: 350 долларов США. И значит, колбаса за 10 белорусских рублей является вполне доступной для них и дешевой для нас.

За услуги ЖКХ – без инфаркта

Заработная плата братьев-славян невысока, однако меры социальной поддержки населения в жизненно важных сферах – жилищно-коммунальной, медицине, образовании – позволяют людям жить достойно. Такая система работает эффективно, когда градообразующие предприятия и промышленные гиганты на 98% являются государственной собственностью. В частности, когда государство, к примеру,  за услуги ЖКХ населению доплачивает 52% от их стоимости, в то время как сами потребители – всего 48%. Конечно, в стране не коммунизм, когда «каждому – по потребностям», и цены будут расти. Но, по словам президента, нечестные на руку УК (управляющие компании) создавать не собираются, а планируют увеличивать платежи постепенно и безболезненно – не более чем на 5 долларов США в год.

А был ли Лев?

И вновь о Могилевской области. Первое упоминание о Могилеве есть в летописи Сурты, где сказано, что Могилевский замок заложен в 1267 году. Однако статус города он получил в 1526 году. Название город получил, по словам экскурсовода, по красивой и печальной легенде о двух влюбленных. Когда юноша ушел зарабатывать на свадьбу, девушку выдали замуж за богатого. Горе молодого человека от потери возлюбленной привело его в разбойничью шайку, предводителем которой он и стал. Беспощадного к богачам атамана прозвали Львом. Однажды его шайка напала на богатый обоз, убили всех, кроме одной молодой женщины, в которой атаман узнал свою невесту. Атаман погиб от руки своей любимой. Похоронили богатыря на высоком берегу Днепра и насыпали над могилой курган, который назвали могилой Льва. В память об этом высоком кургане стал так называться и город, который возник впоследствии.

История города тесно связана с именем императрицы Екатерины Великой, где она встречалась с австрийским императором. Здесь во время Первой мировой войны жил император Николай II. Оборона города в годы Великой Отечественной войны продолжалась 23 дня и позволила задержать продвижение немецких войск на восток. Мемориал на Буйничском поле хранит память о тех кровопролитных боях, когда небольшие по численности силы Красной армии сдерживали натиск многотысячной группировки «Центр».

Сегодня город живет и процветает. Лучше один раз увидеть его дома, улицы, площади, памятники, чем сто раз услышать о них. Нам удалось немного прогуляться по пешеходной улице, носящей имя вождя мирового пролетариата, – Ленинской. Такси – редкий вид транспорта, зато общественный не просто доступен по цене (за четверых отдали 20 белорусских копеек), но и поразительно часто ходит. Люди гостеприимные и готовы не просто показать дорогу, но даже проводить до места. Программа же пребывания была составлена таким образом, чтобы увидеть и промышленные предприятия, и сельское хозяйство.

Мы – металл, нам – лифты

Ключевой отраслью в регионе является машиностроение. Работают мощные предприятия – ОАО: Могилевский завод лифтового машиностроения – «Могилевлифтмаш», «Управляющая компания холдинга «Бобруйскагромаш», Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов. Посещение группой российских журналистов именно огромного завода, где делают лифты, тому подтверждение. Это бренд региона. Кто не застревал в лифте, не сможет по достоинству оценить качество этого средства внутридомового и офисного передвижения. Белорусские производители при нормальной эксплуатации не только гарантируют бесперебойную работу, но и предлагают различные модели и отличный дизайн. В этом году завод отметил 60-летие со дня рождения, и все 130 видов лифтов способны удовлетворить любые запросы заказчика. Также на предприятии выпускают подъемные платформы для людей с ограниченными возможностями, строительные подъемники, лифты для инвалидов, осваивают выпуск эскалаторов, траволаторов. И даже на основе лебедки один из моих коллег углядел полуавтоматизированный небольшой плуг, который надо лишь слегка направлять, чтобы вспахать небольшие придомовые и дачные участки.

Основным партнером и рынком сбыта была и остается Россия. Так, традиционно импортируемыми товарами являются сырье, материалы и комплектующие, в том числе и металл. Нам же поставляют готовые изделия. Так сложилось со времен СССР. Главное – выполнять принятые на себя обязательства, и все партнеры будут довольны.

Но могилевские лифты «бороздят» пространства в Венесуэле и Афганистане, Монголии и Азербайджане, на Украине и в Казахстане. В этом году впервые отгрузили два лифта в Германию.

На предприятии трудятся 4,5 тысячи человек. На январь текущего года выпуск составил более 12 тысяч лифтов, а максимальное достижение завода – более 14 тысяч лифтов в год грузоподъемностью от 100 кг до 6,3 тонны.

Мороз в помощь

Что характерно,  за последние годы в республике появились наряду с государственными и успешные частные предприятия. Это в полной мере можно отнести к унитарному частному научно-производственному предприятию «Технолит», созданному практически 10 лет назад одним человеком, который не опустил руки ввиду некоторой невостребованности «простых инженеров», а решил использовать свои знания в области новаций и рацпредложений на пользу стране и своей семье. Александр Бодяко сам сообщил, что его разработки (может, со товарищи) использовать на производстве не стали либо из-за тяжелого в то время финансового положения, либо не оценили их по достоинству. А он взялся за дело, и теперь «Технолит» – специализированный завод по производству поршневых и уплотнительных колец, гильз цилиндров, а также других запчастей для техники. За разработку и промышленную реализацию новых технологий авторы удостоены Государственной премии в области науки и техники, а продукция идет нарасхват. Александр Михайлович сказал, что по такой технологии – литье намораживанием – на постсоветском пространстве не работает никто. Кто-то более сведущий, может, и возразит, но если посмотреть на производство, созданное за эти годы, то можно с уверенностью сказать, что дело того стоило. Среди покупателей – Минский тракторный завод, железная дорога, ПАО «КАМАЗ», «Пензадизельмаш» и даже танкоремонтные заводы России и Беларуси.

Каучуковый рай

В одном из районных центров области – городе Бобруйске успешно функционирует промышленное предприятие, известное далеко за пределами Беларуси, – ОАО «Белшина», где выпускают «обувь» для двигательных аппаратов, начиная с велосипеда и заканчивая 4,5-метровыми в диаметре покрышками БелАЗов грузоподъемностью 220 тонн. Трудятся на заводах данного промышленного «монстра» 12 тысяч человек, а потребителями продукции являются БелАЗ, МАЗ, КамАЗ, «Амкодор», ГАЗ и множество других. Нас заинтересовал вопрос, как можно смонтировать такое гигантское колесо при замене? Оказывается, для этого существуют целые установки, обслуживаемые бригадами. И стоит такое колесо несколько десятков тысяч долларов.

Мульттерапия – великая вещь

Из социальных учреждений в областном центре мы увидели детскую областную больницу и среднюю школу. На вид это лучшие учреждения в городе, современные, оборудованные по последнему слову науки и техники, и располагаются они в новом микрорайоне. Больница – единственное в регионе многопрофильное специализированное детское лечебное учреждение. Помощь здесь оказывают не только местным детям и подросткам, но и взрослым, которые боятся делать, к примеру, гастроскопию на предназначенном для них оборудовании. Зонд, или в простонародье «кишка», который приходится глотать при обследовании желудка, для детей в разы меньше. Но это уже платные услуги, так же как и уникальные операции для иностранцев. Только цены вполне демократичные, поэтому народ сюда едет, в том числе из России. Удивила обилием всяческой аппаратуры лаборатория, позволяющая посредством анализа увидеть человека насквозь и поставить точный диагноз. И кабинет функциональной диагностики, расписанный картинками так, что ребенок забывает о процедурах, рассматривая их. А еще главврач сказал, что при помощи мультиков надолго отвлекают маленьких пациентов от неприятностей, связанных с пребыванием в стационаре. Мульттерапия – великая вещь!

Про сельское хозяйство, развиваемое посредством создания агрогородков, можно говорить бесконечно. Но... это в следующем пятничном номере.

Алла Петрова

 
Фоторепортаж
Блоги