Рациональное зерно

00:00, 05 августа 2011г, Общество 5247


1
1

Фото Олег МИКУРОВ

Генеральный директор компания «Грана» Валерий Гачман – один из тех, кто 20 лет назад, в самом начале экономических перемен, начал создавать новую экономику Алтая и России. Начиналось все с малопроизводительных линий по переработке зерна гречихи в крупу. Теперь «Грана» - это, с одной стороны, объединение комбинатов, перерабатывающих в сутки почти 2 тысячи тонн всех видов зерна, выращиваемого на Алтае, а с другой - объединение сельхозпредприятий Хабарского района Алтайского края, имеющее более 60 тысяч гектаров пашни и более 13 тысяч голов КРС.

«Хотелось посвятить себя стратегически важным для Алтая отраслям экономики»…

- Валерий Владимирович, вы ведь по образованию историк, гуманитарий?

- Сначала я служил в армии, и она оставила серьезный след в жизни, имела, наверное, второе, за родителями, значение в формировании моего характера. А в 1987 году, после армии, я поступил в АГУ на исторический факультет, на заочный, так как надо было уже и самому зарабатывать. Работал на котельном заводе в «литейке».

История – наука, которая вызывала у меня интерес еще в школе. Конечно, я и не предполагал, что жизнь будет связана с экономикой и тем более с экономикой сельского хозяйства. Я учился в обыкновенной барнаульской школе – 73-й, но меня хорошо учили физике, математике, геометрии и химии, эти знания позволяют разговаривать с нашими техническими специалистами на одном языке. И в этом заслуга моих школьных учителей.

- Университет, завод – а потом?

- А потом я пошел в кооператив. В 1991 году мы с товарищами уже создали компанию «Грана».

- Как состоялся выбор направления в бизнесе? «Грана» - это ведь на латыни «зерно», значит, с самого начала отрасль была выбрана четко.

- Мне хотелось заниматься стратегически важной для экономики Алтая отраслью экономики, чтобы иметь долгосрочный и стабильный бизнес. Хотелось создать крупное предприятие, большой коллектив.

- А откуда именно такое понимание экономики, такие цели?

- Ну и этому учили в школе. Мы же изучали такой предмет - «Экономическая география»…

- Да-а-а. Видимо – кто как изучал…

- Смех смехом, но там давались основы. Я понимал, что главное конкурентное преимущество Алтайского края – наша земля и климатические условия, позволяющие выращивать на ней качественное зерно.

К тому же тогда, в начале 90-х годов, был труднообъяснимый для нашего края дефицит гречневой крупы – в магазинах ее не было, хотя Алтайский край всегда являлся лидером по выращиванию зерна гречихи в России. Дефицитом стала и мука. Спрос был огромный – только предлагай. Это давало возможность заработать деньги, хоть и небольшие, но для формирования стартового капитала других и не требовалось. Это сегодня, чтобы начать более-менее серьезное дело, надо искать крупного инвестора. А тогда огромное количество разных промышленных объектов в стране стояли брошенными. Главным были не деньги, а желание что-то сделать.

Жизнь меня познакомила с людьми, которые уже тогда имели вес в зернопереработке. Это прежде всего Сергей Николаевич Старовойтов, руководитель ОАО «Алейскзернопродукт», создавший это предприятие в его нынешнем виде. Сначала мы познакомились, потом стали приятелями, потом – хорошими друзьями. Это был замечательный человек, во многом послуживший для меня примером в правилах ведения бизнеса да и в правилах общечеловеческой морали.

С самого начала создания предприятия и до сих пор работаем вместе с моим ближайшим соратником Сергеем Масловым, который как старший товарищ рассказывал мне о разных тонкостях элеваторной и мукомольно-крупяной промышленности.

Тогда же я познакомился со специалистами нашего политехнического института, с ведущими специалистами факультета пищевых производств.

«На старте мы не имели ничего…»

- Вы и начинали с зернопереработки?

- Да. Сначала мы строили гречезаводы. Первый - на Третьяковском элеваторе. Потом – в Бийске. Потом – в Хабарах. Готовые линии не продавались. Но можно было ее спроектировать, найти оборудование, б/у, но вполне работоспособное. Выкупить его, найти брошенное здание, взять его в аренду. Найти деньги, чтобы это здание достроить. Занести туда это оборудование. За лето можно было смонтировать и запустить завод мощностью в 15-20 тонн в сутки.

Опыт создания новых производств сохранился – компания «Грана» ежегодно наращивает производственные мощности на 15-20 процентов. Темпы, набранные на старте, позволяют нам сейчас входить в тройку-четверку крупнейших зернопереработчиков в крае. Нас всегда очень сильно подгоняло то, что и наши конкуренты много вкладывали в модернизацию. Крупнейшие из них, «Алейскзернопродукт» и «Мельник», уже тогда имели современные мельницы, перерабатывавшие сотни тонн пшеницы в муку и комбикорма и ставшие в конце 90-х лидерами в своей отрасли в России. Мы же на старте не имели ничего. Никаких мощностей.

Внутренний краевой рынок забирает не больше четверти нашей продукции, так что «Грана» с самого начала вынуждена была выходить за пределы Алтая. И там мы снова пересекались с алтайскими мукомолами. Это соревнование осложняло жизнь, но оно же нас подталкивало к развитию. Все заработанные деньги мы тут же вкладывали снова в расширение производства, усовершенствование технологий. Я первую иностранную машину – подержанный «Мерседес» из Германии – купил себе только в 2001 году, через 10 лет после начала бизнеса.

При этом некоторые из конкурентов были наши лучшие друзья – вот как Сергей Старовойтов…

- Как в спорте: в жизни - все друзья, но когда побежали, тут уж извини…

- Абсолютно точно. Эти отношения в мукомольной отрасли Алтая и сейчас такие же. Со многими из зернопереработчиков мы приятели, с другими – друзья. Но здоровая конкуренция в отрасли сохранилась.

И слава богу, что так было. Благодаря этому Алтайский край стал безусловным лидером, заметно увеличив свою долю в производстве муки в РФ. А в прошлом году мы выработали 13 процентов муки России.

«У нас в компании федерализм»…

- Российский бизнесмен может позволить себе управлять своим бизнесом дистанционно – много же сейчас средств коммуникации. Или так не бывает?

- Компания «Грана» и так управляется дистанционно. В Барнауле, в сущности, управляющая компания - это меньше 15 человек вместе с водителями. А производства – на расстоянии 300-400 километров. Наши элеваторы и заводы находятся в Хабарском, Табунском, Третьяковском, Змеиногорском, Краснощековском районах Алтайского края. И это большие производства. Каждое предприятие – самостоятельное юридическое лицо со своим директором и расчетным счетом, с соответствующими правами и, следовательно, ответственностью за принимаемые решения. Мы не стали объединять их в одну компанию.

- То есть у вас федерализм?

- Да. По-другому не получится. Непосредственное управление на местах. Из Барнаула – только общий контроль и определение направлений развития. В Барнауле мы анализируем рынок и направляем работу коммерческих отделов наших предприятий, но продажи своей продукции они проводят сами. Мы планируем и направляем работу по строительству новых и модернизации существующих заводов, но полноценные инженерные службы существуют на каждом предприятии.

«Задача – миллион тонн алтайской муки на экспорт!»

- А теперь вопрос к вам как к вице-президенту Союза зернопереработчиков Алтая о взаимоотношениях государства и бизнеса: сколько лет понадобилось вам и вашим товарищам, чтобы сдвинуть вопрос льготного ж/д тарифа для алтайской муки?

- Да, это делалось уже не в рамках компании «Грана», а в рамках Союза зернопереработчиков Алтая, вместе с его президентом Виктором Фоминых и другими членами союза, который был создан в 1998 году для решения общих для отрасли задач, не посильных ни для кого в отдельности.

Главная из наших проблем - наша удаленность от рынков сбыта внутри страны и за ее пределами. Эта проблема была всегда и всегда по-разному решалась. Если вспомнить, что я по образованию историк, то еще Столыпин ввел льготные условия железнодорожных перевозок для Сибири. Во времена СССР были льготные тарифы для Сибири и Дальнего Востока. Но потом про них почему-то забыли. А проблема никуда не делась.

Мы консолидировали свои усилия, сформулировали свои потребности и начали работу на краевом и на федеральном уровнях. И здесь нам очень помог губернатор Александр Карлин – только с ним мы получили достойную поддержку при продвижении наших идей на федеральном уровне, при которой предприняли настоящий штурм федеральных министерств и ведомств. И уже четвертый год пользуемся этой льготой. Если бы не она, мы бы серьезно откатились от уже освоенных нами в конце 90-х годов рынков. Дальний Восток мы «проигрываем» крупным производителям муки в Новосибирске, Томске, Омске, Кемерово – они находятся на Транссибе или приближены к нему. Западное направление мы проигрываем тем же Новосибирску и Омску и безнадежно проигрываем Челябинску и Поволжью.

Сегодня при поддержке губернатора ведется работа, чтобы этот тариф был спроецирован на станции пограничных переходов и морские порты – чтобы Алтайский край получил льготу для вывоза муки за пределы РФ.

Решая «свои» задачи по ж/д тарифу, экспорту муки из РФ, мы решаем проблемы сбыта алтайского зерна и, значит, алтайского сельского хозяйства в целом. И у руководства края есть понимание этого. Будет стабильный и достаточно большой рынок сбыта муки -– будет и стабильный спрос на зерно и нормальная цена на него, будет перспектива для увеличения урожайности и роста производства.

Мы первыми в РФ создали компанию для консолидированного экспорта нашей продукции за рубеж – ООО «Алтайские мельницы». По сути, это коммерческая форма выражения интересов Союза зернопереработчиков Алтайского края. Мы установили связь со всеми торгпредствами и с посольствами Российской Федерации в странах мира, импортирующих пшеницу и муку, практически на всех континентах. Компания «Алтайские мельницы» известна на федеральном уровне.

Создавая «Алтайские мельницы», мы ставили задачу довести вывоз алтайской муки до миллиона тонн. Алтай сейчас производит 1 млн. 200 тысяч тонн муки при загрузке мощностей на 60 процентов. Если урожайность на Алтае с 12 центнеров с гектара (это наша средняя урожайность с 2000 года) вырастет хотя бы до 18 центнеров с гектара (а в программе «Алтайское Приобье» поставлена задача выйти на урожайность 20 центнеров с гектара), объем товарного зерна в крае вырастет в два раза. Производство муки можно и нужно будет увеличить до 2000-2500 тысяч тонн. Но к этому моменту наша мука должна иметь надежные рынки сбыта. Если же вопросы сбыта не будут решены и алтайская пшеница не будет востребована в полном объеме, крестьяне просто перестанут сеять.

Отгрузка муки «Алтайскими мельницами» идет по разным каналам – по линии Всемирной продовольственной программы ООН. Компания «Алтайские мельницы» вошла в тройку операторов ВПП ООН от России, среди которых ОАО «Объединенная зерновая компания» и ФГУ «Агентство «Эмерком».

Через ВПП мы поставляем муку по программам ООН в Центральную Азию. После года работы по программе ВПП мы зарекомендовали себя надежным партнером и получили право выполнять контракты не только для стран ближнего зарубежья, но и для стран Африки, Ближнего Востока, Южной Азии. Именно отсутствие льготы на ж/д тариф до морских портов не дает нам выиграть тендеры по поставке муки и крупы в Палестину, в Северную и Восточную Африку. Кроме того, мы сейчас доказываем в МСХ и Минэкономразвития необходимость субсидирования экспорта сельхозпродукции. осложняется это обязательствами РФ по вступлению в ВТО.

Другое наше направление – освоение Юго-Восточной Азии. Как приоритетную страну мы выбрали Индонезию - четвертую по числу населения страну в мире, там живет 240 миллионов человек и она не имеет своей муки. Даже при нынешнем минимальном потреблении в 17 килограммов муки в год на человека Индонезия по ее импорту выходит на первое место в мире. Это и сейчас огромный рынок, а что будет, если их уровень потребления вырастет до 50-60 килограммов, хотя в развитых странах и это не предел (в России, например, потребление муки на человека – 110 килограммов в год, как в Италии).

Сертификат соответствия индонезийскому национальному стандарту качества - SNI, обязательное условие для выхода на индонезийский рынок, - мы получали год - очень жесткие у них стандарты. Но получили - а это большой прорыв!

Уже заключены договора на поставку продукции. 25 июля начали грузить первые двадцать контейнеров, они будут отправлены через Владивосток. В сентябре придут в Индонезию. Это немного – 600 тонн. Но, как сказал побывавший здесь недавно посол Индонезии в РФ Хамид Авалуддин (он приезжал на Алтай в апреле 2011 года. – Прим. «АП»), главное, чтобы эти контейнеры пошли. Чтобы эта дорога начала работать. В данном направлении Алтай должен отгружать десятки и сотни тысяч тонн муки.

- Зернопереработка алтайская может быть тем рычагом, который перевернет экономику края и даже России?

- Может, о перевороте в экономике края говорить будет слишком самоуверенно – серьезные задачи стоят и перед промышленностью, энергетикой, горно-добывающей отраслью. Но то, что сельское хозяйство получило в нашем лице самое главное – надежный рынок сбыта – точно. Алтайские крестьяне последние десять лет продавали мукомолам зерно по самой высокой цене в РФ. Если бы сельхозтоваропроизводители не имели этого рынка, производство зерна должно было сократиться до уровня местного потребления – а это треть от того, что край производит сейчас. Отгрузка зерна за пределы Алтая для обеспечения сырьем мельниц в других регионах ущербна и экономически неэффективна для экономики края.

- Вы с недавних пор ещё председатель мукомольного комитета Российского зернового союза. А не было мыслей о спокойной жизни? Махнуть на все рукой, построить пару магазинов и сдавать там площади в аренду, самому же только деньги собирать?

- Может, сдавать квадратные метры в аренду – это надежный и спокойный бизнес, но, думаю, и там все не так просто. Надо делать то, что умеешь. Копать свой огород. Да и наши амбиции в зерноперерабатывающей отрасли и сельском хозяйстве еще достаточно высоки. Так что серьезных мыслей о смене вида деятельности не возникало никогда…

Справка «АП»
Гачман Валерий Владимирович родился в 1966 году в городе Барнауле Алтайского края.
В 2002 году вошел в число лучших топ-менеджеров России по итогам конкурса «1000 лучших менеджеров России». В октябре 2004 года на Российской агропромышленной неделе (г. Москва) награжден высшей общественной наградой РФ «За изобилие и процветание России», ежегодно присуждаемой Министерством сельского хозяйства РФ за достижения в сфере производства продовольствия. Осенью 2007 года Российский союз мукомольных и крупяных предприятий наградил Гачмана Валерия Владимировича знаком отличия «За вклад в развитие отрасли хлебопродуктов». В 2009 году награжден почетными грамотами МСХ РФ и администрации Алтайского края за многолетний добросовестный труд и большой личный вклад в развитие зерноперерабатывающей отрасли.

Фоторепортаж