Роман с трамваем
12:30, 02 апреля 2015г, Общество 1759
«Однажды всем назло я влюблюсь в водителя трамвая» – помните некогда популярную песенку? «АП», познакомившись с несколькими представителями этой профессии, убедилась, что это хороший вариант.
30 лет и три года
На полугодовых курсах водителей трамвая и троллейбуса народ занимается разный. Самому молодому – двадцать лет, но садятся за парты кабинета теоретической подготовки Алтайского транспортного техникума и пятидесятилетние.
Инна Павловская, директор техникума, куда журналисты приехали по приглашению Центра занятости населения (ЦЗН) Барнаула, рассказала, что за год для предприятий «Горэлектротранса» краевой столицы, Бийска и Рубцовска здесь обучают 100 человек, в том числе 75 курсантов постигают азы профессии по договору с ЦЗН. Бесплатность курсов – не единственное достоинство программы переобуча. Каждому ее выпускнику гарантировано трудоустройство. «Выгодно всем» – так оценил 15-летнее сотрудничество с «Горэлектротрансом» заместитель директора ЦЗН Барнаула Илья Бень.
Занимается с курсантами уникальный Александр Алеховиков, единственный в крае преподаватель спецдисциплин, который за 33 года подготовил их 4 тысячи. Много ли среди профессиональных водителей трамваев и троллейбусов по краю его учеников? «Все мои…» – констатирует Александр Викторович. Его питомцы колесят по рельсам Москвы, Новосибирска, Кемерова и даже Германии, где работают ученики мэтра Райберт, Шнайдер и Шмидт.
Зачем нужны стрелки?
Двадцатилетний Константин Жданов до того, как прийти в группу Алеховикова, успел отучиться на метролога деталей и сплавов. Ольга Чертова как-то в трамвае зацепилась взглядом за объявление о наборе в группу обучения водителей, вспомнила детскую мечту летать или водить машины – и все для себя решила. Сейчас Ольга ждет не дождется, когда с перезвонами поведет по городу свой вагон.
Как работает пантограф? Зачем нужны стрелки? Не расплавится ли металл при температуре высоковольтной дуги в 2 тысячи градусов? И почему пассажиров электрического вагона не бьет током? «Да, трамвай – сложная конструкция, – подтверждает Алеховиков, но и парни, и девушки удивляют меня желанием освоить профессию. Бывает, вечером тему разберем, а наутро они уже все назубок знают. Такие обязательно вырастут в профессионалов».
затронул мастер ситуацию на дорогах. По его словам, большинство ДТП с участием электротранспорта происходит по вине автомобилистов и водителей автобусов. Потому что почти во всех случаях, описанных Правилами дорожного движения, у трамвая – право преимущественного проезда.
«Летайте трамваями «Горэлектротранса»!»
Директор «Горэлектротранса» Александр Семыкин с гордостью сообщает то, что и так очевидно: по вечерам, когда полгорода стоит в пробках, трамвай – самый скоростной вид транспорта.
Автоинформаторы, видеорегистраторы, видеокамеры в салонах, система ГЛОНАСС, по которой водители оперативно получают команды центральной диспетчерской службы, а продвинутые пассажиры отслеживают время прибытия вагона на нужную остановку на сайте «Трафик 22». Единственное, что не автоматизируешь и не оцифруешь, – человек. К каждому из 40 выпускников программы, что ежегодно вливаются в коллектив предприятия, у директора пристальный интерес:
– В нашем деле профессионализм, культура поведения на дороге и общения с пассажирами нарабатываются практикой. Ребята стажируются, работают с наставниками и только потом допускаются к самостоятельной работе.
А теперь – роман с трамваем. Роман Сапрыкин в душе романтик и путешественник. В детстве мечтал стать железнодорожником, окончил географический факультет АлтГУ, работал в сфере туризма. Пока не понял: скучно ему без ветра странствий.
– Однажды увидел в трамвае объявление и как щелкнуло что-то: все, моя мечта сбылась, – вспоминает парень. – С 2013 года работаю в «Горэлектротрансе». Трамвай – это моя маленькая железная дорога.
Встать в 4 утра, пройти медосмотр, получить путевой лист – жить по такому распорядку можно, только если до фанатизма любишь свою профессию. Так любит ее Роман Сапрыкин. Все понимаю, но как представлю, что ранним зимним утром в 40-градусный мороз надо садиться в промерзшую железную коробку…
– Не в «коробку», а в трамвай, – обрывает меня собеседник, не выносящий, когда к его любимому вагончику относятся без пиетета. – Вставать рано мне не трудно: живу рядом с депо. А когда в 5 утра вывожу первым трамвай и уже вижу пассажиров на остановке, понимаю: меня ждут, я нужен. Это очень приятно.
Второй год он работает самостоятельно, но до сих пор не прошло то ощущение очарования, что накрыло его когда-то с головой. Всякое, конечно, случается в жизни водителя трамвая. Однажды «скорую» пришлось вызывать пассажиру, у которого случился приступ эпилепсии. Через центральную диспетчерскую Роман вызвал бригаду медиков, а пока они ехали, оказал человеку первую помощь – водители проходят медподготовку.
Удивили тогда Сапрыкина соучастие и понимание, с которым пассажиры остановившегося вагона ждали приезда «скорой». Когда остановка происходит из-за ДТП, понимающих гораздо меньше. Роман и сам автомобилист, но то, как ведут себя по отношению к рельсовому транспорту автовладельцы, он называет, на мой взгляд, очень мягко – «неуважение».
Пассажир, по классификации Сапрыкина, бывает добрый, усталый и нервный. Чтобы первый не стал третьим, он даже если выбивается из графика, ждет человека, бегущего к трамваю. Награда водителю – обязательное спасибо и улыбка.
Александр ВОЛОБУЕВ (фото)
Справка
В прошлом году через ЦЗН профобучение по 120 профессиям прошли более 6,5 тысячи человек.
Наиболее востребованные специальности – оператор ЭВМ и прикладные компьютерные программы, технологии создания собственного дела, машинист котельной, электрогазосварщик, механизатор, повар, пекарь, кондитер. Более 80% бывших безработных после обучения по направлениям ЦЗН трудоустраиваются к местным предпринимателям.