Старейший кинотеатр Барнаула показал последний сеанс и закрылся

12:15, 20 января 2017г, Культура 2320


11 января в Барнауле прекратил работу один из старейших кинотеатров города. На последнем, прощальном сеансе в «Родине» побывали журналисты «Алтайской правды».

Символично, но именно «Алтайка» первой сообщила о том, что кинотеатр «Родина» начинает работу. Это было в номере за 5 ноября
1941 года. На четвертой странице газеты можно найти небольшое объявление: «Сегодня открытие двухзального кинотеатра «Родина» (проспект Ленина, угол Николаевской). В голубом зале демонстрируется художественный фильм «Ленин в 1918 году». Начало сеансов: 6.15, 8.30. В розовом зале демонстрируется художественный фильм «Волочаевские дни». Начало сеансов:
6, 8, 10. Касса открыта с 12 часов дня».

С чего начинается «Родина»

Известно, что кинотеатр на проспекте Ленина начали строить еще перед началом войны по типовому проекту московского архитектора Г.К. Френка. В июле 1941-го  уже был заложен фундамент, потом на несколько месяцев стройку остановили, а в конце лета вновь продолжили и управились в рекордные сроки. В советское время, чтобы успеть к особой для партии дате (24-й годовщине Октябрьской революции), были даже организованы молодежные строительные бригады добровольцев. Формировались они из заводских рабочих. Кинотеатр решили назвать патриотично – «Родина». Билет на утренний сеанс стоил 10 копеек, в дневное и вечернее время – от
20 до 50 копеек. В военные годы там на большом экране показывали фронтовую хронику. А еще появилась традиция: перед отправкой в армию военкомат организовывал для солдат сеанс в кино. Здесь же, у стен «Родины», прощались с женами, матерями те, кто уходил на войну…

«Родина» стала первым в городе полноценным просторным кинотеатром. Формально в 40-е годы в Барнауле работало несколько кинозалов, но они ютились в переоборудованных  для показов помещениях. Например, кинотеатр «Октябрь» был в здании старинного купеческого особняка на
ул. Л. Толстого.

Интересный факт: в 40-е годы в «Родине» перед началом сеансов играл Барнаульский симфонический оркестр. Многие пары танцевали. А еще старожилы вспоминают, что в «Родине» в фойе продавали открытки и невероятно вкусное мороженое.

В 80-е годы «Алтайская правда» выступила  с  предложением открыть в «Родине» зал «трудного фильма». На эту тему была размещена передовая статья. Кинотеатр поддержал инициативу газеты. Так зал «трудного фильма» получил «прописку» в «Родине». Там стали показывать авторское кино, рассчитанное не на массового зрителя, а на тонких ценителей киноискусства. Первой такой «трудной картиной» стал фильм «Прощание», поставленный по мотивам повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой». был полный зал посетителей.

Где вы, зрители?

А вот в 90-е «Родина» стала пустовать. Барнаулец Владимир Мельниченко рассказывает:

– Я любил ходить в 90-е в кино. Народу мало. Помню, как в «Родине» вдвоем с женой сидели на французском триллере «Необратимость» с Моникой Беллуччи в главной роли.

В 1994 году кинотеатр, чтобы выжить, стал сдавать часть помещений в аренду. Здесь были видео­салон, банк и самая большая в городе касса «МММ». У этой кассы выстраивалась длинная очередь, можно было подумать, что народ стоял за билетами в кино. Существует байка, что, когда наивные прохожие спрашивали вкладчиков: «а что за кино?» – те с юмором отвечали: «Миллиончик».

Весной 1998 года «Родина» вновь ощутила наплыв зрителей. За билетами в кино снова стали выстраиваться очереди, правда, на один определенный фильм – «Титаник». Мы нашли очевидцев, которые помнят, как это было.

Елена Воробьева рассказывает:

– Я живу рядом с «Родиной», постоянно ходили в кино, но такой аншлаг, как на «Титанике», я не видела никогда. Народ буквально с шести утра занимал очередь за билетами. Кстати, как сейчас помню, билет стоил 20 рублей. Мне кажется, в конце фильма плакал весь зал.

Кстати, журналист газеты «Вечерний Барнаул» Надежда Келлер тоже была на сеансе, в заметке за 8 апреля 1998 года она отметила, что плакали на «Титанике» в основном мужчины. Свой материал она даже назвала «Титаник» утонул в мужских слезах».

2005-й стал годом второго рождения «Родины». После основательной реконструкции кинотеатр вновь открылся. Он стал частью сети «Киномир». Новые хозяева вложили много денег в реставрацию и современное оборудование. Первые годы после возрождения «Родина» снова стала популярным местом, там устраивали презентации, туда ходили на свидания. Но потом кинотеатр стал пустеть…

Яков Кац, генеральный  директор сети «Киномир», признался, что кинотеатр давно уже нерентабелен и решение о его закрытии было принято давно, но не хотелось это делать в 2016 году. Ведь это был Год российского кино. С наступлением 2017-го оттягивать закрытие уже не было возможности. После новогодних каникул на сайте «Киномира» появилось сообщение, что «Родина» прекращает работу, последний сеанс состоится 11 января.

Прощание

В прошлом году «Родине» исполнилось 75 лет, но кинотеатр прекрасно выглядит, здание в хорошем состоянии, в залах новые кресла, современные экраны, все блестит и сверкает. Поэтому мне до конца не верится, что покупаю билеты на последний сеанс. Цена – 200 рублей. Фильм – комедия «Ёлки-5». Вместе со мной на этот последний сеанс пришли десять человек. Пять пар. Две из них – молодежь, три – люди среднего возраста. В большом зале заканчивались «Пассажиры», я заглянула туда – тоже мало зрителей.

Девушки-контролеры проверяли билеты и грустно нам улыбались. Им тоже было жалко. Комедия «Ёлки-5» была так себе, но атмосфера в зале все равно получилась какой-то особенной. Когда пошли титры, люди начали фотографировать друг друга на память о кинотеатре. Чувствовалось, что нам всем не хочется уходить из зала. И тут из окошка в стене выглянула женщина-киномеханик и тоже решила сфотографироваться. Ей было приятно, что народ не расходится… Одна из зрительниц мне говорит:

– Так жалко, словно прощание с нашей молодостью. Все время сюда ходили. Да что я – мой папа всегда посещал этот кинотеатр. Сейчас он уже старенький, узнал, что закрывают «Родину», и сказал: «Я не могу, вы хоть сходите попрощайтесь» – вот мы с мужем и пошли.

Уходить мы решили не через боковую дверь, а через центральный вход. Там уже была полная тишина, охранник молчком проводил нас взглядом. На улице все еще раз обернулись на кинотеатр, вывеска уже погасла…

Сегодня простой кинотеатр (без спецэффектов, качающихся кресел) мало кого притягивает, он словно потерял какой-то особый дар влиять на человека. Всего за полвека так изменились люди, фильмы, цены на билеты, вкус мороженого, формат свиданий.

О том, как умирает маленький провинциальный кинотеатр, есть один блестящий фильм – «Новый кинотеатр «Парадизо» итальянского режиссера Джузеппе Торнаторе. Очень советую посмотреть. Это красивая, но грустная история о любви, кинематографе и о том, как быстро летит время: то, что еще недавно нас пленяло, будоражило сердце, притягивало к экрану, вдруг теряет свою силу. Словно со временем не пленка рвется в кинопроекторе, а что-то обрывается внутри нас. И уже не нужны никакие фильмы, достаточно разве что ностальгии. Всего за какие-то 50 лет из поколений, которые готовы были отдать последние деньги на сеанс в кинозал, родилось новое поколение, уверенное, что лучше бы на месте кинотеатра появилась парковка для машин. Посмотреть, как сносят кинотеатр, собирается целая площадь народа, но это уже совсем другие зрители...

P.S. Что будет в здании кинотеатра «Родина», пока не ясно. Само строение – памятник архитектуры, оно находится в собственности города. Сеть «Киномир» брала его в долгосрочную аренду, но расторгла контракт. Еще летом ходили слухи о том, что в «Родину» может переехать планетарий, но, скорее всего, этого не случится. Из-за статуса памятника архитектуры делать необходимую для планетария перепланировку будет сложно. Многие общественники говорят, что в здании можно оборудовать музей, концертный центр и т. д. Администрация города пока официальные заявления не делала. «АП» будет следить за судьбой «Родины».

Фото автора

Новости