Театр кукол «Сказка» представил эффектную и стильную «Алису в Стране чудес»

21:15, 16 ноября 2018г, Культура 2925


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

Этой осенью в череде юбилейных мероприятий театр кукол «Сказка» представил и свою новую постановку – эффектную и стильную «Алису в Стране чудес» по Льюису Кэрроллу. Спектакль предназначен для зрителя «12+».

За последнее время это уже вторая попытка театра кукол расширить возрастные рамки своей аудитории – после «Евгения Онегина», которого с наибольшим удовольствием, кажется, смотрела вполне себе взрослая публика.

Вообще-то, барнаульская «Алиса в Стране чудес» началась с молодой художницы Ирины Хмарук: «Сказка» уже сотрудничала с ней на общепризнанно удачной и очень эстетской «Черной курице». И предлагать столь талантливому автору какой-то банальный материал попросту не хотелось. Так и возникла идея кэрролловской «Алисы» – настоящего подарка любому художнику. А уже Ирина Хмарук предложила кандидатуру режиссера Валерия Баджи, с которым работает в Московском детском камерном театре кукол.

С первых секунд становится ясно, что ставка на художника сработала на сто процентов: зрителя, как изумленную Алису (ее играет Анна Горбунова), затягивает в парадоксальный мир, который на сцене складывается из немного пугающих сборных красных лестниц и раздвижных белых ширм-пазлов с неожиданно открывающимися оконцами. Еще более остроумны костюмы артистов в той же карточной красно-белой гамме – а актеры тут не только выступают в качестве кукловодов, но и много играют в живом плане. Например, у вечно спешащего Белого Кролика на моноцикле (артист Дмитрий Капустин), с которого начинается наше путешествие, – трогательные тонкие ушки и штанишки с огромными карманами. У вздорной Королевы (Виктория Бахарева) – огромная красная шерстяная шапка (или прическа?) в виде сердца. Очумелый Заяц, он же Валет (Валентин Уланов) предстает в средневековом шутовском облачении, а Безумный Шляпник – в опасно накреняющемся полосатом цилиндре. Каждую деталь этого остроумного визуального изобилия хочется рассматривать и смаковать, да только некогда – события на сцене сменяют друг друга с головокружительной быстротой.

В этом зыбком мире, где все непрерывно то уменьшается, то увеличивается, то со сновиденческой легкостью превращается во что-нибудь другое (как младенец в поросенка), решено было задействовать куклы разных систем: штоковые марионетки, тантамарески, планшетные и напольно-планшетные с подвижными механическими деталями. На левой руке властной Королевы в какой-то момент обнаружилась миниатюрная перчаточная кукла Короля (пискляво «озвученная» все той же Викторией Бахаревой). И выглядят обитатели этой параллельной реальности совершенно иначе, чем куклы из «Черной курицы»: у них немного пугающие и абсолютно ничего не выражающие черные глазки-кнопки. Особенно удался Чеширский Кот, которого «играют» сразу два артиста: его фанерная морда материализовалась в воздухе из отдельных элементов, подвешенных на длинных веревках: сначала уши, потом глаза, знаменитая улыбка.

Казалось бы, в столь впечатляющем антураже странная игра без правил, в которую вынуждена сыграть обычная девочка в голубом платьице, просто обречена на успех. Но к середине спектакля пришлось признать, что наша сценическая версия «Алисы» получилась скорее набором отдельных эпизодов, пусть в каждый из них и вложена изрядная доля режиссерского остроумия и актерской сноровки. Такая структура сюжета лишает характер главной героини какого-либо развития (что простительно для книги, но в театре начинает раздражать). А специфический юмор книги противостоит любому драматическому накалу.

Спектакль получился как ожившие иллюстрации, нарисованные с редким по нынешним временам вкусом. Впрочем, и это, наверное, не так уж мало, учитывая, что режиссер-постановщик строго следовал сюжетной канве литературного первоисточника. Так что зрителям в возрасте «12+» не стоит лишать себя такого визуального пиршества – но перед просмотром книгу Кэрролла нужно прочитать непременно. Кстати, в один из премьерных дней корреспонденты «АП» видели в зале гораздо более юную публику – детей лет 5 – 7 – и вынуждены сказать, что для малышей абсурдистский спектакль в двух действиях общей продолжительностью больше часа может стать испытанием на усидчивость. В репертуаре «Сказки» есть куда более подходящие для этого возраста спектакли.

Фоторепортаж