«Тот в цирке не смеется»: лучшие мирные фильмы об армии и солдатах

08:35, 20 февраля 2021г, Культура 751


Тема армии в мирное время вдохновляет кинематографистов гораздо меньше, чем героизм, проявленный в условиях боевых действий. Хотя мирный ракурс тоже позволяет поговорить о проблеме выбора, долге, чести и границах свободы. Или вовсе излечить душевные травмы здоровым смехом.

Сборник лучших цитат

Кажется, именно такую цель ставили перед собой сценарист Иван Охлобыстин и режиссер Роман Качанов, соавторы хита 2000 года «ДМБ». Фильм быстро обрел культовый статус – такой, что в следующем десятилетии страшно модный тогда журнал «Афиша» включил эту бесхитростную комедию в список 100 лучших русских фильмов, снятых в постсоветское время.

Студент (актер Михаил Петровский) застигнут с профессорской женой и отчислен. Молодой рабочий-тугодум (его играет Станислав Дужников) нечаянно сжег завод. Завсегдатай казино (Пётр Коршунков) скрывается от суровых кредиторов с кавказскими именами. Эти трое, а с ними еще целая толпа эпизодических парней с энурезом и пацифистскими убеждениями попадают на призывной пункт, где начинаются их абсурдные приключения – или мытарства. Если коротко, то нелепые истории трех солдат-срочников по прозвищу Бомба, Штык и Пуля буквально иллюстрируют известную фразу «Кто в армии служил, тот в цирке не смеется». Вот и на YouTube в подборках лучших цитат из фильма с миллионными просмотрами и восторженными комментариями обнаруживаются не только знаменитый суслик, которого никто не видит (а он есть), но и почти все более-менее осмысленные реплики персонажей.

Сейчас кинохит двадцатилетней выдержки смотрится немного диковато. Сценарий, написанный по принципу сборника анекдотов, распадается на микроэпизоды и во что-то цельное не склеивается. Но что в нем действительно удивляет, так это лихость солдатского юмора и легкое отношение к откровенным сценам. Кажется, за последние 20 лет мы стали очень чувствительными: за подобным контентом сегодня пришлось бы специально идти в онлайн-кинотеатр, попутно подтверждая, что вы и правда «18+». А в 2000 году – пожалуйста, массовое зрительское кино.

История взросления

Чтобы понять, насколько специфический армейский уклад универсален и живуч, можно для сравнения посмотреть что-нибудь американское, и не обязательно смешное. Например, драму 1992 года «Несколько хороших парней», снятую Робом Райнером по дебютному киносценарию великого Аарона Соркина (всем бы такие дебюты!).

На военно-морской базе в заливе Гуантанамо на Кубе два морпеха ночью пробираются в комнату к своему товарищу, рядовому Сантьяго, затыкают ему рот кляпом и связывают руки-ноги скотчем. Через час Сантьяго умирает, и все уверены, что его кляп был пропитан ядом. А два морских пехотинца с безупречной репутацией должны теперь предстать перед военным судом и, очевидно, оказаться в тюрьме на десятилетия.

Вообще-то это процентов на 70 судебная драма, притом скроенная по идеальным лекалам, пусть и кажущимся сейчас чуть старомодными. На первом плане в ней история талантливого и самодовольного адвоката в чине лейтенанта, недавнего выпускника Гарварда (его играет молодой Том Круз). Точнее, история его профессионального взросления и воспитания характера. Он сперва даже не особенно вчитывается в это дело, которое кажется ему очевидным, и готов пойти на сделку с обвинением. И только неравнодушная капитан-лейтенант Гэллуэй из отдела внутренних расследований (актриса Деми Мур) почему-то уверена, что парни не виновны.

Но в тени их блестящей юридической победы притаилась куда более драматичная история двух морпехов, с детства мечтавших о военной карьере, свято чтивших свой устав и кодекс и по непонятной причине совершивших нечто ужасное. Только был ли у них выбор в мире, где немыслимо ослушаться приказа? Где лучше уж застрелиться, чем быть опозоренным. В мире, где есть свои собственные, никому не подвластные суд и следствие, а адвокаты и даже присяжные носят погоны.

Новости