Уникальный выставочный проект представили в Барнауле

17:00, 26 января 2017г, Культура 741



Фото Евгений НАЛИМОВ

В Художественном музее работает уникальный выставочный проект «Гюстав Доре. Все оттенки света». Он представляет 114 иллюстраций великого французского графика XIX века к Библии, «Божественной комедии» Данте, «Потерянному раю» Мильтона, басням Лафонтена и другим произведениям. Причем многие из этих рисунков вам наверняка знакомы с детства.

В Барнаул выставку привезла московская компания «Артгит», которая выкупила эти работы у частных коллекционеров за рубежом. Сотрудники Художественного музея подчеркивают: в стильные темно-красные паспарту действительно оформлены настоящие литографские оттиски конца XIX века. Они выполнены на специальной английской бумаге, не подверженной пожелтению. На многих листах можно разглядеть подписи художника и мастера, изготовившего литографию. Компания-владелец по традиции заверяет подлинность произведений сертификатами.

Вундеркинд

Экспозиция создана еще в 2015 году, объявленном, как мы помним, Годом литературы, и показана во множестве музеев центральной части России. Потом настал черед Сибири, Барнаул – четвертый город в регионе, принимающий эту удивительную выставку. Она приехала к нам из Прокопьевска, где в новогодние каникулы имела большой успех у публики. У нас же она немного разминулась со 185-летием гениального автора, устроившего в свое время подлинную революцию в книжной иллюстрации.

В музее вам обязательно расскажут, что Гюстав Доре был настоящим вундеркиндом XIX века, каких больше не найти в истории искусства. Что он родился в Страсбурге в семье строителя мостов и талант художника проявил уже в раннем детстве. В четыре года он просил няню затачивать карандаши с двух концов, чтобы дольше рисовать (кстати, его детские рисунки можно увидеть в одном из двух фильмов о художнике, которые тоже показывают на выставке).

Его отец, разумеется, был не в восторге от перспективы видеть сына художником, и специального образования Доре так никогда и не получил. Что не помешало ему уже в 15 лет устроиться иллюстратором в издательство с солидной зарплатой в 5 тысяч франков. В том же году увидел свет альбом его литографий «Подвиги Геркулеса», где специально подчеркивалось, что автор не имеет классического образования рисовальщика. Его единственной «школой», говорят искусствоведы, так и остался Лувр. Вкупе с воображением, наблюдательностью, фотографической памятью и уникальным чувством композиции это дало миру непревзойденного и многогранного иллюстратора. 

Сказочник, фантаст, бытописатель

Факты, известные о его жизни, больше похожи на исторические анекдоты: например, над иллюстрациями к «Божественной комедии» Данте художник начал работать… в десятилетнем возрасте. А свой рабочий день он делил на три части: утро и вечер посвящались графике, а полдень – живописи, в которой художник, к своему сожалению, не снискал такого успеха, как в книжной иллюстрации. Он мог состязаться в точности и наблюдательности с зарождавшимся искусством фотографии, но при этом не делал зарисовок с натуры. И к 1862 году (то есть к тридцати годам) количество его рисунков перевалило за сорок тысяч.

Впрочем, если не знать всех этих вещей, от его иллюстраций все равно захватывает дух. Даже если вам повезло впервые познакомиться с ними еще в детстве.

– Возможно, кто-то читал сказки Шарля Перро с иллюстрациями Доре и помнит с тех пор Красную Шапочку и волка в чепчике. А кто-то открыл Рабле с его гротескными рисунками или следил по картинкам за приключениями рыцаря Дон Кихота. Благодаря иллюстрациям этого человека, не получившего профессионального образования, мы с вами постигали мудрость мира, – говорит куратор музейной выставки Светлана Артюхова. – А Данте! Вы никогда не ловили себя на мысли, что мы представляем себе его ад или рай в таких подробностях именно благодаря рисункам Доре? Он сказочник, фантаст, бытописатель, работавший несколько лет в журнале карикатур. В своих работах он космичен.

Особенность выставки, подготовленной компанией «Артгит», в том, что каждая литография снабжена не только подписью, но и небольшой цитатой из того фрагмента литературного текста, к которому относится иллюстрация. 

В музее подчеркивают: поскольку художник работал с издательствами, им и принадлежит сегодня значительная часть его наследия. В России его произведения представлены в Эрмитаже. А эти 114 иллюстраций вплоть до 19 марта можно рассматривать не выезжая из Барнаула.

СПРАВКА
Литография – это способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоского, гладко отшлифованного камня на бумагу.

Новости