В Молодежном театре Алтая готовится спектакль «Бег»

11:45, 19 ноября 2014г, Культура 2294


В Молодежном театре Алтая готовится спектакль «Бег» по пьесе Михаила Булгакова, премьера состоится 28 ноября. После очередной репетиции режиссер-постановщик Юрий Ядровский объяснил, что побудило его взяться за пьесу, состоящую из восьми снов о разгроме Белого движения и эмиграции, действие которой разворачивается в Крыму, Константинополе и Париже.

– Почему именно «Бег» и именно в этом театре? Булгаков «постучался» ко мне с этой пьесой еще где-то год назад, – объясняет режиссер. – Что странно, поскольку я тогда ставил совершенно другой материал в театре драмы. Пьеса очень сложная, полифоничная, почти неподъемная – для нас это некая новая высота. Ситуация в ней очень простая, но это не реальность, а сны. Причем сны хроникальные. То есть, с одной стороны, обыденность, но в ней вдруг какая-то ерунда, когда повешенный человек ходит. И если мы осилим эту конструкцию хоть на сколько-то процентов, мы победили. Это очень нужный шаг для театра, артистов и для меня.

– Известно, что в данной постановке велико участие балетмейстера Анны-Виктории Истоминой. Предполагаются какие-то пластические решения? – спросили мы режиссера.

– Еще Ингмар Бергман писал, что хореография – это все, что актер делает телом на сцене: как он сел, встал, пошел. Хотя он при этом и не танцует. И балетмейстер может грамотно организовать такую жизнь человеческого тела. Да, в спектакле есть и танцы – танцуют кадеты, и массовые сцены, наполненные движением, которое со стороны выглядит хаотичным, а на самом деле продумано и просчитано балетмейстером. Но даже когда идет работа над эпизодом, в котором практически нет никакого особенного движения, вроде того, который вы застали на репетиции, Анна-Виктория подсказывает нам интересные решения.

Режиссер рассказывает, что еще один важный участник постановочной группы – композитор Виктор Стрибук, который написал для будущего спектакля вальс, марш, еще какие-то мелодии и звуки, которые все прошивают. Без специальной «линзы», без сегодняшнего взгляда на пьесу она не будет интересна зрителю, считает Ядровский.

– Это действительно неоднозначная вещь, – рассуждает о пьесе режиссер. – Восемь снов – это ширма. «Бег» написан в 1928 году, до 1937-го Булгаков его мучил и правил, и мы выбрали более сухой и отделанный вариант. Он сам говорил, что это не про Белое движение и не про эмиграцию. Но о чем тогда пьеса? Были уничтожены, выдавлены из страны люди, которые несли очень намытую культуру – как золото. Мы ее потеряли и восстановить до сих пор не можем, как бы ни трепыхались. Этот бег, эти тараканьи бега продолжаются по сей день. И будут продолжаться, пока что-то не произойдет и кто-то это не остановит. А главным героям своей истории Булгаков уготовил некий покой, потому что каждый из них испил свою чашу до дна. Сложным, долгим и болезненным путем они пришли к словам «любовь», «свобода» и, может, кого-то это покоробит, «родина», хотя меня не коробит.

Юрий Ядровский говорит, что специально не смотрел чужие постановки «Бега» (исключение – фильм 1970 года с Ульяновым, Баталовым и Дворжецким), стараясь идти своим путем. «Читаю про эпоху, расшифровываю каждое слово в пьесе, иду за какими-то ассоциативными вещами, которые иногда уводят в неожиданных направлениях. Это был объемный труд, проделанный еще до того, как я в первый раз собрал артистов». А на вопрос журналистов, почему зрителям стоит прийти на его спектакль, Ядровский ответил, что в театр надо ходить всегда: «Такие ожоги души полезны. И хорошо, когда спектакль неоднозначный. Если на поставленные вопросы даны точные ответы – это скучно».

Актер Анатолий Кошкарев, играющий генерала Чарноту, явился перед журналистами в образе (в папахе и шинели с газырями) и рассказал, что его задача-минимум – не повторить многими любимый фильм Алова и Наумова, в котором, напомним, Чарноту сыграл Михаил Ульянов:

– Мой персонаж настолько колоритная личность, что главное – чтобы не было Ульянова. Для начала. Ну а потом мы все вместе должны сделать что-то свое, предложить свое видение. Булгаков, как и Пушкин, наше всё. Так что зрители, я уверен, придут на спектакль – не на нас, а именно на Булгакова.

А заведующая литературной частью МТА Ольга Старкова отметила, что готовящийся спектакль, возможно, будет не столь мрачен, как пьеса и особенно фильм, многим запомнившийся сильными шокирующими сценами.

СПРАВКА
Пьеса «Бег» состоит из восьми снов, ее действие разворачивается во время Гражданской войны в России, когда остатки белой армии сопротивлялись красным в Крыму. В ней переплетены судьбы молодой петербургской дамы Серафимы Корзухиной, брошенной вероломным мужем, влюбленного в Серафиму приват-доцента Голубкова, белого генерала Чарноты, командующего фронтом жестокого Романа Хлудова и множества других героев. Из-за цензуры при жизни автора пьеса не ставилась (в 1928-1929 годах во МХАТе шли репетиции, однако пьеса была запрещена). Ее премьера состоялась в 1957 году.

Новости