В Солонешенском районе начали возводить мост через Ануй

11:59, 05 февраля 2019г, Транспорт 2050


1
1

В Солонешенском районе компания «Бастион Алтай» начала возводить мост через Ануй взамен старого, поврежденного прошлогодним паводком. Строители обещают закончить основную часть переправы к апрелю, до того как река вновь покажет свой буйный норов.

Отмотав на автобусе 350 километров от Барнаула до села Топольного, за его околицей мы наконец увидели скопление тяжелой техники, а возле нее деловито снующих рабочих.

Несколько в стороне заметили деревянный мост, построенный, как оказалось, лет пятьдесят назад на ряжевых опорах. (Это когда в деревянный сруб засыпают для прочности камни и песок.)

Глава Тополинского сельсовета Михаил Хрущев начал рассказывать нам, как деревянная переправа серьезно пострадала, как разбило несущую балку во время прошлогоднего ледохода, так что было прервано сообщение по дороге, ведущей к селам Тог-Алтай и Усть-Кан.

«Работники Солонешенского ДРСУ своими силами мост более-менее привели в порядок, но долго он не протянет. Сами видите», – показывает глава сельсовета на покосившееся сооружение.

Между тем трасса, на которой лежит мост, достаточно оживленная, и, несмотря на то что на въезде стоит знак, ограничивающий массу 5 тоннами, по деревянному настилу идут большегрузные автомобили. В Республику Алтай по этой дороге везут фураж, продовольствие, уголь, так как другого проезда с этой стороны края в Республику Алтай нет.

Михаил Хрущев говорит, что регулярно посещает объект, интересуется, как движется работа. Ему нравится, что строители трудятся напряженно, допоздна.

«Мы давно планировали здесь построить новый мост, – признается замначальника отдела мостов «Алтайавтодора» Антон Кастюрин. – Кстати, он единственный, который устоял в паводок 2014 года на этой дороге. Но паводок 2018 года его добил, так и пришлось начинать работы раньше намеченного срока».

Строители заехали на площадку в декабре, так как до того у властей не получалось найти подрядную организацию. Наконец в ООО «Бастион Алтай» согласились.

Начальник участка этой компании Руслан Борисов – человек опытный, строительством мостов занимается уже четверть века, и переправа через Ануй не вызывает у него душевного трепета. Да и коллектив подобран квалифицированный, слаженный, люди понимают друг друга с полуслова, хотя из разных городов: Барнаула, Камня-на-Оби, Бийска и даже Новосибирска.

Непосредственно к строительству «бастион-алтайцы» приступили 4 января. На вопрос: «Не мешает ли вашей трудовой деятельности крепкий мороз, да еще с ветром?» – начальник отвечает отрицательно. «Всё нормально. Люди одеты в теплую спецодежду. В речку никто не лезет. Отсыпаем площадки под опоры и на них работаем. До минус тридцати процесс не останавливаем, – говорит Руслан Борисов. – Главное, чтобы техника не подвела».

И все-таки зима вносит свои коррективы в работу. Чтобы бетон раньше времени не замерз, приходится всё обогревать: вначале тэнами – воду для бетона, тепловыми пушками – инертные материалы, поместив их в сарайчики-тепляки. А потом уже греют опору, чтобы она набрала нужную прочность. Для этого на площадке работают два дизель-генератора по 50 киловатт. Один обогревает жилой поселок, другой используется на технологические нужды. Конечно, лишние затраты на дизельное топливо печалят начальника участка, но без них зимой не обойтись.

«На данный момент сделаны одна береговая и одна русловая опоры, – рассказывает Руслан Борисов. – А всего предстоит нам изготовить семь: четыре – основные и три – ледорезные, чтобы рассекать лед во время паводка».

Именно возведение опор считается самым сложным в мостостроении. Каждая из них должна уйти глубоко в землю. Для этого буровой установкой сверлят скважину, в нее засаживают металлическую трубу диаметром 630 мм с арматурой внутри, а затем заливают высокопрочный бетон.

Для каждой опоры забуривается несколько скважин глубиной от 5 до 9 метров, потом между собой их объединяют сверху, монолитят, затем на них монтируют так называемый подферменный камень и водружают балки пролета моста.

Люди трудятся на объекте вахтами по 15 дней с 8 утра до 8 вечера. Если не успевают завершить намеченный объем бетонных работ, то остаются и до 10 вечера и бетонируют при включенных прожекторах, получая не так уж и много: в среднем по 30 тысяч рублей за вахту.

Один из таких героев – помощник машиниста буровой установки Евгений Малютин управляет обсадным столом. С помощью этого устройства погружают и извлекают из скважины обсадные трубы.

Евгений приехал в Солонешенский район на заработки из Новосибирска. Местные красоты его впечатляют, особенно маралы, которые живут на соседней горе, но работа в мороз несколько напрягает. «Зимой сложно везде работать, потому что охлаждаются металл, гидравлическое масло. Их надо разогревать перед началом смены», – объясняет помощник машиниста. Для этого он включает подогрев двигателя, потом заводит буровую установку и на холостых оборотах прогревает гидравлическую систему.

По словам Антона Кастюрина,  мост вместе с подъездными путями должны закончить в июле, в крайнем случае к началу августа. Но саму переправу планируют завершить до паводка, так как велика вероятность, что весной река окончательно разрушит старую.

Сегодня Ануй больше похож на ручей, но весной горная вода делает его опасной рекой, поэтому проектировщики предусмотрели достаточно серьезное сооружение. Три пролета моста будут подняты на опорах повыше и протянутся на 42 метра.

Уже после проектирования неожиданно выяснилось, что дорога к мосту пройдет по земле, взятой в аренду золотоискателями. Поэтому пока они будут из нее пытаться добыть драгоценный металл, машины к переправе пойдут по временным подъездным путям. А уж потом сделают постоянную дорогу.

«Пока у нас нет опасений, что строители не успеют в срок, работы идут по графику», – успокаивает Антон Кастюрин. Что ж, приедем в августе, проверим, как сдержали обещание строители.

Справка
Во время прошлогоднего паводка в Алтайском крае пострадало 46 мостов,  21 из них находится на дорогах краевого значения, оставшиеся – на местных. Те сооружения, которые можно было отремонтировать, уже готовы. Но пять переправ в Солонешенском и Красногорском районах придется строить заново. В «Алтайавтодоре» рассчитывают, что они будут сданы в эксплуатацию к октябрю этого года.

Фоторепортаж