В Тогульском районе ввели в эксплуатацию новый мост

19:00, 14 октября 2021г, Общество 344


В Тогульском районе только что введен в эксплуатацию мост через реку Уксунай и началось сооружение переправы через реку Тогул. После завершения ее строительства привлекательность трассы Мартыново – Тогул – Залесово – Ельцовка вырастет у водителей, курсирующих между Алтайским краем и Кемеровской областью. Во всяком случае, на это надеются в «Алтайавтодоре».

Через Чумыш

В конце прошлого года на этой дороге ввели в эксплуатацию новый мост через Чумыш в Кытмановском районе. Он заменил собой сооружение, находившееся в аварийном состоянии три года. Но правительству края удалось привлечь из федерального бюджета 250 миллионов рублей, и строители за год возвели новый мост. «При хорошем уходе он простоит сто лет», – считает начальник «Алтайавтодора» Василий Мотуз.

Через Уксунай

В сентябре 2019 года в Тогуле начали делать мост через реку Уксунай, и в начале октября нынешнего года он был сдан в эксплуатацию. Сооружение обошлось бюджету в 170 млн рублей и получилось заметно прочнее старого. Тот держался на монолитных «быках», а новый – на буронабивных стойках, скрепленных так называемой диафрагмой, что позволяет ему легко выдерживать ледоход. 

По словам первого замглавы администрации Тогульского района Аллы Чернядьевой, местные власти плотно взаимодействовали с подрядчиком от момента получения разрешительной документации до завершения объекта, что позволило закончить работы в сжатые сроки.

Старый мост простоял более 60 лет и порядком износился. Через него было опасно ездить на тяжелых грузовиках. Поэтому местные чиновники регулярно бывали в «Алтайавтодоре» и Минтрансе, чтобы напомнить о проблеме, а заодно и добиться починки дорог в районе. «Наверное, там нас услышали», – предполагает Чернядьева.

Через Тогул

Еще до сдачи первого объекта в райцентре летом началось строительство нового моста через реку Тогул. Железобетонную переправу обещают закончить ровно через год. Пока же на объекте приступили к обустройству буронабивных свай.

Их изготовление, пожалуй, самый сложный и ответственный в мостостроении процесс. От того, насколько он точно, с соблюдением регламента будет проведен, зависит надежность всего сооружения.

Машинист буровой установки «УМ-8 Регион» Николай Миллер два года занимается мостовыми сваями, а до этого работал механизатором в Алейском районе.

«Здесь веселее, чем в сельском хозяйстве», – смеется Николай. Его огромная буровая машина сверлит в грунте отверстие на глубину до 20 и более метров, пока бур не доберется до твердой породы. По мере углубления в землю туда погружается обсадная труба. Когда скважина готова, в нее опускают металлический каркас и сверху заливают бетон. После того как он схватится, обсадную трубу извлекают.

Из каждой опоры вырубают кубик и везут в испытательную лабораторию в Барнаул, где определяют прочность материала.

«За рабочий день можно залить одну сваю, а их на этом мосте двадцать: по четыре на каждую опору, поэтому около месяца буду на этом объекте, – планирует Миллер, – а потом меня ждет работа где-то в районе Аи».

Генподрядчиком строительства моста через Тогул выступает ООО «Альянс». Его гендиректор Андрей Трубавин обещает до зимы возвести все опоры, в декабре смонтировать балки пролетных строений, а весной приступить к бетонированию верхушки, нанесению защитных слоев, монтажу ограждений и другим работам по благоустройству.

Для того чтобы не застопорить движение через дорогу, возвели временный мост. Сооружение тоже весьма солидное, выдерживает нагрузку 60 тонн. Его строительство обошлось в 28 млн рублей. После сдачи в эксплуатацию основного временный разберут и увезут на новое место, а территорию рекультивируют.

По словам Андрея Трубавина, строительство моста у его команды не вызывает трудностей кроме того, что приходится максимально соблюдать нормы безопасности, так как объект находится в населенном пункте.

Для мостовиков созданы комфортные бытовые условия, если так можно говорить о жизни в поле. Тем не менее отдыхают они в теплых вагончиках, есть столовая, где вкусно кормят, походная баня и прачечная.

Зимой, когда стройку законсервируют, рабочие будут трудиться на других объектах. «И сегодня идет их ротация, – замечает руководитель генподрядной организации. – Как только бригада сварщиков закончит изготовление армокаркасов для опор, ее отправят в другое место».

Стратегическое направление

Будущий мост станет одной из составных частей стратегически важного направления для региона. Дорога Мартыново – Тогул – Залесово – часть большой магистрали, соединяющей Алтайский край с Кемеровской областью. Благодаря ее обновлению удастся разгрузить федеральную трассу Р-256 «Чуйский тракт». Василий Мотуз уверен: когда завершат все ремонтные работы, новая дорога станет популярной.

В крае ежегодно капитально ремонтируют и строят около 10 мостов, но, по данным «Алтайавтодора», на сегодняшний день порядка 60 автомобильных переправ находится в аварийном и предаварийном состоянии. Специальная программа по их ремонту, разработанная совместно с Росавтодором, должна стартовать в следующем году. Однако ее могут сократить из-за подорожания металла, которого много используется в мостовых конструкциях.

Фото автора.

Новости