Вице-председатель АКЗС Сергей Серов: сельское хозяйство не «черная дыра»

14:51, 15 декабря 2016г, Политика 865


Вице-председатель АКЗС Сергей Серов: сельское хозяйство не «черная дыра» Фото №1

1 декабря 2016 года Президент Российской Федерации Владимир Путин обратился к Федеральному собранию с ежегодным Посланием. О наиболее значимых тезисах применительно к Алтайскому краю и, в частности, к сельскому хозяйству мы побеседовали с заместителем председателя Алтайского краевого Законодательного Собрания – председателем комитета по аграрной политике и природопользованию Сергеем Серовым.

– Что в содержании Послания для вас стало наиболее актуальным?

– Лично для меня, как человека, возглавляющего комитет по аграрной политике и природопользованию, было важно услышать из уст президента, что сельское хозяйство не «черная дыра», а успешная отрасль, которая кормит страну и завоёвывает международные рынки. Этот вывод, основанный на практике, сформулирован и озвучен на самом высоком уровне. Для Алтайского края, который является ведущим сельскохозяйственным регионом страны, это новые возможности и перспективы.

Эффективное вложение средств в агропромышленный комплекс напрямую влияет на увеличение объемов производства, продуктивности и урожайности. Алтайский край доказал это на своем примере. В прошлом году мы вложили в сельское хозяйство почти 6 млрд рублей, получив при этом прибыть 9 млрд рублей. По прогнозам, показатели этого года будут еще выше.

Уже сейчас мы можем констатировать: нам есть чем гордиться. Алтайский край занимает первое место в Российской Федерации по производству сыра и муки, второе – по производству круп, третье – по производству молока, четвертое – по производству зерна. Алтайский край – основной производитель гречихи в России, наш регион выращивает более половины общероссийского урожая культуры. Мы – единственный за Уралом регион, производящий сахарную свеклу.

– В Послании зашла речь о невостребованных землях сельхозназначения. Как с этим обстоят дела в Алтайском крае?

– Действительно, регионам ставится задача – ввести в оборот все земли сельхозназначения. Сегодня насчитывается почти 20 млн гектаров брошенной земли, большая часть которой расположена в центральной части России. Для Алтайского края проблемы брошенной земли не существует, в этом вопросе мы впереди планеты всей. Надо сказать, что наши сельхозтоваропроизводители, не побоюсь сказать, стоят в очереди за землей. Свободная земля появляется крайне редко, когда кто-либо из сельхозпроизводителей не выдерживает конкуренции и уходит из отрасли. С проблемой невостребованных земель мы справились еще в начале 2000-х.

Более того, в начале 2016 года комитетом по аграрной политике и природопользованию АКЗС был подготовлен законопроект для внесения в Государственную думу. Мы предлагали сократить срок неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Законопроектом предлагалось срок освоения земельного участка сократить с двух лет до одного года, а срок возможного неиспользования земельного участка по целевому назначению сократить с трех лет до одного года.

Ранее мы выходили в Государственную думу с законодательной инициативой по упрощению перехода в собственность органов местного самоуправления земельных долей, являющихся выморочным имуществом. Эта инициатива нашла поддержку и впоследствии обрела форму федерального закона.

То есть в ряде вопросов развития АПК наш край в целом и Алтайское краевое Законодательное Собрание в частности не только действуют в рамках актуальных тенденций, но и опережают их, выступают инициатором на федеральном уровне.

– Президент отметил, что сегодня сложились благоприятные условия для отечественных сельхозпроизводителей, но эта ситуация временна и не будет продолжаться вечно.

– Да, это действительно так. Хочу обратить внимание, что в Послании был четко сформулирован механизм усиления позиции фермеров – это сельхозкооперация. Данному вопросу в крае уделяется очень большое внимание и ведется серьезная работа. У нас принята программа развития сельскохозяйственной кооперации, запущен механизм ее реализации. Сельскохозяйственные кооперативы должны стать надежными партнерами для малых форм хозяйствования, обеспечивая гарантированный сбыт произведенной фермерскими хозяйствами и частными подворьями продукции. Развитие кооперации обеспечит дополнительные рабочие места на селе, пополнит бюджеты поселений. И очень важный момент: сбыт сельхозпродукции, произведенной фермерами и частными подворьями, будет осуществляться по достойной цене, минуя посредников, а потребитель получит продукт самого высокого качества.

Сегодня сельскохозяйственные кооперативы могут получать почти все виды государственной поддержки, предусмотренные для сельхозтоваропроизводителей. Кроме того, с 2015 года реализуется грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы.

– Вы говорите о малых формах хозяйствования, которые должны путем сельхозкооперации усилить свои позиции и накормить население. О чем идет речь?

– Малые формы хозяйствования – это личные подсобные хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Буквально на следующий день после Послания Федеральному собранию в Парламентском центре Алтайского края состоялось плановое заседание Совета по взаимодействию краевого Законодательного Собрания с представительными органами муниципальных образований региона. Особое внимание на заседании было уделено взаимодействию органов местного самоуправления с данными субъектами рыночных отношений.

– Каковы роль и значение малых форм хозяйствования в экономике края?

– По данным управления Росреестра по Алтайскому краю, на 1 января 2016 года общая площадь земель, находящихся у граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, составляет 2 млн 364,2 тыс. га, или 22% от общей площади земель сельскохозяйственного назначения. В Алтайском крае зарегистрировано 454 тысячи личных подсобных хозяйств. Доля данного сектора экономики региона в общем объеме производства сельхозпродукции составляет 48,6%, производства молока – 57%, мяса – 63%, картофеля и овощей – 90%.

В крае зарегистрировано 4480 крестьянских (фермерских) хозяйств. Особенность фермерского сектора сельской экономики Алтайского края заключается в том, что в пользовании фермерских хозяйств находится 26,5% общего пахотного клина. В целом доля сельскохозяйственной продукции, производимой такими хозяйствами, составляет 14 – 15% от общего краевого объема, причем на долю растениеводства приходится 22,6% (32% зерна, 35% подсолнечника и 25% сахарной свеклы), животноводства – 2,4%. А удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств, ведущих многоотраслевое производство, то есть занимающихся растениеводством и товарным производством животноводческой продукции, не превышает 4,3% от общего количества фермерских хозяйств.

Таким образом, личные подсобные хозяйства и крестьянские (фермерские) хозяйства сегодня являются основой агропромышленного комплекса и потенциалом развития кооперации в крае. Они вносят существенный вклад в обеспечение населения продовольствием, способствуют повышению занятости на селе, стимулируют развитие сельских территорий.

– Каковы перспективы сельхозкооперации в Алтайском крае?

– Наш регион обладает огромным ресурсным потенциалом, имеет внушительную финансовую поддержку для развития сельскохозяйственной кооперации, мы наработали опыт создания кооперативов. В настоящее время в крае создано 67 кооперативов. На мой взгляд, цифра для Алтайского края еще очень мала. В этом направлении нам предстоит серьезная работа.

Одна из причин слабого развития кооперации – отсутствие инициативных людей. Задача органов государственной власти и местного самоуправления на местах – в полной мере использовать созданный механизм, выявить инициативных людей, помочь им в приобретении оборудования, помещений, реализации сельхозпродукции. Нужно приложить усилия для дальнейшего развития этого движения.

Здесь немаловажную роль также играет образовательная, информационная и идеологическая поддержка со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Необходимо рассказывать населению о преимуществах и возможностях кооперативов.

Безусловно, работа органов государственной власти, муниципалитетов даст толчок к развитию сельскохозяйственной кооперации, повышению доходов сельского населения, социальному развитию сельских территорий.

Беседовала Галина ПЕТРОВА

 
Фоторепортаж