Выставка «Капризная муза дома Юшкова» открылась в Барнауле

17:00, 06 августа 2020г, Культура 1205


1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра

Фото Евгений НАЛИМОВ

«Капризная муза дома Юшкова» - так называется выставка, которая открылась в краевом Художественном музее.

«Москва, дом Юшкова» – этот адрес в веке девятнадцатом был знаком всем людям искусства. В здании, возведенном по проекту Василия Баженова, находилось Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). В веке двадцатом все вернулось на круги своя: в 1987 году в доме Юшкова обосновалось детище Ильи Глазунова – Российская академия живописи, ваяния и зодчества. Согласно Уставу, академия возрождает традиции своего предшественника. На фасаде дома Юшкова можно увидеть мемориальную доску, посвященную великому русскому пейзажисту Алексею Саврасову: он был педагогом МУЖВЗ.

Белый парус надежды

В фонде ГХМАК среди прочего хранится необыкновенное богатство, которому позавидуют многие музеи и коллекционеры, – четыре работы Саврасова! Гости столичные и заграничные всякий раз удивляются сему факту. Мы же, местные жители, уже попривыкли – многие из нас саврасовскую «Могилу на Волге» помнят еще по старому музею на площади Октября.

В экспозиции ГХМАК представлены сейчас 35 работ преподавателей и учеников МУЖВЗ. Конечно же, без знаковой картины Саврасова было не обойтись. Вот что рассказала куратор выставки, замдиректора по науке музея Наталья Царева:

– Одну из самых знаменитых картин нашего собрания заглавной мы сделали неслучайно. Впервые увидев Волгу, Саврасов очень полюбил ее и решил вместе с семьей переехать в Ярославль. Именно в этом городе он написал свою знаменитую картину «Грачи прилетели». Но у Саврасова очень сложно складывалась личная жизнь. И когда семья не в первый раз потеряла ребенка во младенчестве, художник сделал набросок «Могила моей дочери». А потом написал картину…

Но картина получилась совсем другая – здесь нет могилы дочери, изображен старый погост, покосившийся крест. Полотно как бы говорит о бренности человеческой жизни, о том, что все преходяще. Саврасов не заставляет думать о трагедии. Он говорит, что нас в любом случае ждет счастье – на смену огромной туче появится луч солнца, белый парус надежды!

– Вспомним о совершенно особенном небе на полотнах Саврасова…

– У Саврасова успешно складывалась творческая жизнь: в 19 лет его называли надеждой русского искусства, в 24 года он был уже академиком, учился в Англии. Он полюбил английских пейзажистов, но его русский пейзаж – это нечто другое.

Русская живопись более духовная, даже религиозная. Это все время как бы разговор художника с богом. И Саврасов именно эту философскую мысль проводит в своем творчестве.

Он пишет небо таким образом, что именно в нем сосредотачивается главное переживание. Посмотрев на «Могилу на Волге», мы не столько обратим внимание на кладбищенский берег, сколько на небо, давящие тучи и на солнечный свет, рождающий надежду. То, что Левитан плакал и говорил: «Я хотел бы быть Саврасовым», глядя на эту картину, история известная. А потом он написал «Над вечным покоем» – вспомните, какое там небо необыкновенное! Для Саврасова небо было очень важным изобразительным элементом. И высокое, духовное понимание неба очень важно для его ученика, Левитана.

Созвучье душ

История Московского училища живописи, ваяния и зодчества уникальна. Как известно, в России существовало два центра подготовки художников – Академия художеств в Санкт-Петербурге и МУЖВЗ. И было две школы – санкт-петербургская и московская.

МУЖВЗ в советское время превратилось во ВХУТЕИН – ВХУТЕМАС, а из ВХУТЕИНа родились институты – текстильный, полиграфический, им. Сурикова. Традиции МУЖВЗ жили в этих вузах, они готовили выдающихся художников. Полиграфический окончил Владимир Раменский. В глазуновской академии также учились наши земляки. Например, ее выпускники, вернувшись на Алтай, организовали знаменитую группу молодых художников-реалистов «ОХРА».

Кстати, на будущий год в ГХМАК запланирована выставка «ОХРА». Члены группы – педагоги, высокие профессионалы.

Все произведения, представленные в новой экспозиции, из коллекции музея. Второе саврасовское полотно на ней, «Избушка и сломанный дуб», было приобретено сравнительно недавно. Еще в восьмидесятые музей мог покупать полотна у частных коллекционеров. Увы, сейчас невозможно такое даже представить – аукционные цены для провинциальных музеев просто запредельны.

С гордостью продемонстрировала Наталья Царева отреставрированные работы Коровина, Герасимова, Саврасова, Корина. «Мы постепенно готовим работы к новым стенам, – улыбнулась она. – Меняем и некоторые рамы. Есть рамы авторские, например у работ Саврасова, Стрелковского, Нестерова. Мы их не меняем на новые, а хотим отреставрировать. Пусть это и недешевое удовольствие».

– Наталья Степановна, а есть у вас особенно любимое полотно Саврасова?

– Я очень люблю его «Радугу», совершенно удивительную работу. Что самое главное для художника? Передать жизнь собственной души через пейзаж. Когда эта передача верная, то рождается созвучье душ. И наша душа откликается...

Фоторепортаж