Жители Алтайского края могут получить консультацию врача онлайн

20:00, 11 февраля 2023г, Медицина 928


Жители Алтайского края могут получить консультацию врача онлайн Фото №1

Сегодня многие услуги все больше уходят в онлайн: получение справок и выписок, заказ еды, вызов такси. И некоторые жизненные нужды, которые еще недавно сложно было представить без личного участия, теперь тоже предоставляются удаленно. Одна из таких – консультация врача.

Алтайская IT-компания «Рустелетех» разработала сервис (online-visit), в котором представлены медицинские учреждения, их сотрудники, и пациент может как срочно пообщаться со свободным специалистом, так и попасть на онлайн-консультацию к доктору, у которого прием расписан на месяц вперед.

Необходимость, ставшая трендом

Телемедицина – это удаленная консультация доктора. Еще несколько лет назад такой формат взаимодействия практиковался в основном между двумя врачами. Если при работе с пациентом у одного специалиста возникали вопросы, он мог удаленно обратиться за советом к высококвалифицированному коллеге. Это было востребовано в государственных клиниках, но с началом пандемии ситуация поменялась.

Во время карантина большинство частных больниц были закрыты, люди сидели на самоизоляции, поэтому на рынке стали востребованы удаленные консультации пациентов. Клиники понимали, что если не начать оказывать такие услуги, то их работа вообще может прекратиться. Тогда люди оценили удобство онлайн-общения с докторами, а со временем это превратилось в тренд.

– Это как доставка продуктов онлайн, – объясняет директор по развитию компании «Рустелетех» Павел Плетнёв. – И до пандемии можно было заказать еду из магазина, но, когда выходить из дома стало опасно, люди начали пользоваться услугами курьеров гораздо чаще. И оказалось, что это очень удобно. Теперь многие пользователи только так и закупаются. То же произошло и с посещением врача. Удивительно, но не обязательно записываться на прием за неделю, ехать через весь город в больницу, сидеть в очередях. Коронавирус сделал это необходимостью, которая оказалась намного удобнее привычного взаимодействия.

После этого рынок начал развиваться в двух направлениях. На него зашли крупные игроки, которые создали удаленные медицинские учреждения и начали нанимать врачей-консультантов. Такие платформы по своему функционалу напоминают службу заказа такси, где извозчики работают на агрегатор, который предоставляет им заказы от клиентов. Это удобно, но обезличено. Алтайская IT-компания пошла иным путем.

– Мы в первую очередь айтишники, и нам не нужно конкурировать с медицинскими учреждениями. Поэтому решили создать инструмент для больниц, тем самым сделав их нашими партнерами, – подчеркивает Плетнёв. – В 2019 году запустили портал, который позволяет пользователю выбрать конкретное медучреждение, врача и провести онлайн-консультацию. С нами сотрудничают как частники, так и бюджетные учреждения, которые могут вести платный прием пациентов.

Востребовано

И такая схема оказалась рабочей. В первую очередь потому, что больницы были заинтересованы в пользовании сервисом: учреждение получает новый канал сбыта своих услуг, ничего за это не платя.

После онлайн-консультации можно получить электронный больничный или рецепт на лекарства. Сервис интегрирован с «Госуслугами» для упрощения идентификации пациентов; с электронными подписями, чтобы можно было выдавать заключения; с платежными системами. В нем есть возможность аудио- и видеосвязи. Соблюдены все требования по информационной безопасности. Также существует техническая возможность для снятия показаний: температуры или давления. Обязательное требование – устройства дома у пациента должны быть сертифицированы, поэтому простые умные часы не подойдут.

Есть в таком взаимодействии и ограничения. Например, законодательство не разрешает ставить пациенту первичный диагноз без очной консультации.

– Мы не выстроили сотрудничество с теми, кто осуществляет прием по полису обязательного медицинского страхования. Здесь проблема не технологии, а тарифов, – поясняет собеседник. – Технически реализовать это несложно, но государственным больницам невыгодно проводить удаленные консультации, потому что цена за одного пациента не превышает и 100 рублей. Платный прием стоит около тысячи, при этом расценки определяет учреждение. Плюс 20% – надбавка за пользование сервисом, но она не больше стоимости такси до поликлиники.

Основная разница между сервисом и «медицинским агрегатором» – возможность записаться к конкретному врачу. Потому что нередко бывает, что прием у хорошего специалиста расписан на месяц вперед, а на портале можно застать его свободным и поговорить без предварительной записи.

Пациент, которому нужна срочная консультация, на сайте или в мобильном приложении может посмотреть, какие врачи доступны, сравнить расценки и выбрать наиболее подходящий для себя вариант, и специалист без промедления свяжется с пользователем. Клиенту не нужно покупать абонементы, оформлять подписки, оплата происходит за фактический прием.

Новые возможности

В этом году у сервиса возникло новое ответвление. Компания разработала приложение, которое рассчитано на крупные больницы, которые развивают собственный бренд и не хотят, чтобы пациент выбирал между ними и конкурентами, узнавая о возможных преимуществах других учреждений.

– За два года работы мы получили порядка 30 обращений от медучреждений: «Мы хотим то же, что и у вас, но чтобы была представлена только наша больница, наши врачи», – рассказывает Павел Плетнёв. – Это напоминает ситуацию, когда предприниматель может реализовывать свою продукцию через торговую площадку или же создать свой сайт-магазин. Так же и у нас, только в роли площадки выступаем мы. Но теперь будем индивидуально разрабатывать сервисы для больниц.

На площадке в основном представлены алтайские медорганизации, а за разработкой фирменного телемедицинского сервиса обращаются крупные сетевые учреждения из Москвы и других регионов. Спрос есть, поэтому должно быть предложение. С этой идеей разработчики получили губернаторский грант. На полученные средства удалось переработать готовый продукт таким образом, что его можно интегрировать на сайт любой больницы.

Сегодня телемедицина все еще развивается. Она интересна в первую очередь молодому поколению, людям до 27 лет. Также сервис пользуется спросом у занятых людей, у которых нет времени ждать своей очереди по «нулевому» талону.

– Мы отслеживаем географию пациентов и заметили интересную вещь. Нередко за консультацией к алтайским медикам обращаются москвичи. Но происходит это в первой половине дня, когда в Москве 6 утра, больницы еще не открылись, а у нас уже 10 часов и можно без труда поговорить с врачом, – отмечает директор по развитию компании.

Вскоре удаленными могут стать не только консультации, но и лечение. В медицинских институтах уже осваивают оборудование, при помощи которого хирурги управляют скальпелем не руками, а вводя команды на компьютере. Если немного пофантазировать, несложно представить, как в будущем врачи проводят операции не выходя из своего дома. Но тут главным вопросом становится информационная безопасность, потому что канал связи между хирургом и скальпелем должен быть стабильным и защищенным от третьих лиц.

Про обеспечение информационной безопасности вы сможете прочитать в следующих выпусках рубрики «Войти в IT».

Какие услуги доступны онлайн?

На портале «Госуслуги» регулярно появляются новые возможности. Например, с начала года на сервисе стало доступно оформление цифрового медицинского полиса и электронных водительских прав.

Если оформить электронный полис обязательного медицинского страхования себе или ребенку, то больше не придется носить с собой пластиковый или бумажный вариант документа. При необходимости можно показать электронный документ на экране телефона, а при онлайн-записи к врачу или прикреплении к поликлинике данные будут автоматически передаваться из личного кабинета.

Для получения электронного полиса нужна подтвержденная учетная запись на «Госуслугах». Если в личном кабинете уже есть данные о ранее выданных полисах ОМС, цифровой документ загрузится автоматически. Если полиса нет, можно подать заявление, чтобы сразу оформить электронный. Он будет готов в течение одного рабочего дня. При необходимости также можно поменять страховую компанию, регион страхования или приостановить действие полиса.

Электронную версию водительского удостоверения добавили в приложение «Госуслуги Авто». Также там есть цифровая копия страховки транспортного средства – второго основного документа, который требуют автоинспекторы у водителей.

Чтобы предъявить электронные документы, нужно нажать на соответствующую кнопку в приложении, инспектор ДПС считает появившийся QR-код через специальную программу, и все необходимые данные автоматически загрузятся из базы Госавтоинспекции. Предъявлять документы в электронном виде можно без доступа к Интернету, но даже при наличии цифровых копий в приложении водители все еще обязаны иметь при себе оригинал водительского удостоверения.

Также на сервисе можно оформить европротокол онлайн, оплатить и обжаловать штрафы, записаться на регистрацию автомобиля и заменить водительские права.

Фоторепортаж